МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДРЕВНЯЯ КУЛЬТУРА АНАУ»

207

27 марта 2024 года в городе Анау этрапа Ак бугдай Ахалского велаята Республики Туркменистана состоялась Международная научная конференция «Древняя культура Анау» по случаю провозглашения этого города культурной столицей тюркского мира в 2024 году.

К участию в масштабном форуме, организованном Институтом истории и археологии Академии наук Туркменистана, были приглашены известные историки, археологи, этнографы, востоковеды, а также молодые учёные из многих зарубежных стран, в том числе Российской Федерации, Соединённых Штатов Америки, Германии, Турции, Ирана, Пакистана, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и др.

В рамках пленарного заседания собравшиеся с большим интересом заслушали воспоминания Лизы Пампелли – правнучки легендарного Рафаэля Пампелли, благодаря которому культура Анау обрела всемирную известность и навсегда вошла в научную терминологию. В ходе мероприятия также выступили президент Международной Тюркской академии Шахин Мустафаев, президент Международного фонда тюркской культуры и наследия Актоты Раимкулова, президент ассоциации дружбы «Республика Корея–Центральная Азия» Ли Ок Рён и другие.

По завершении пленарного заседания работа конференции продолжилась в двух секциях:

  1. «Изучение и исследование культуры Анау в эру Возрождения новой эпохи могущественного государства»;
  2. «Культура Анау в древние и средние века».

В работе второй секции конференции с докладом выступил ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова, кандидат философских наук, профессор Еркин Байдаров.

В своем докладе на тему «Драконы и змеи как символы эзотерики тюрков (на примере мечети Сейит Джамаледдина в Анау)», он отметил, что провозглашение государствами-членами Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) древнего города Анау «Культурной столицей тюркского мира – 2024» это признание за ним особого места не только в истории тюркского мира, но и в контексте всемирной истории. В этом смысле, проведение международной научной конференции «Древняя культура Анау», безусловно, одно из выдающихся событий в пространстве тюркского мира в текущем году.

Байдаров Е.У. особо подчеркнул, что история Туркменистана уходит в глубь тысячелетий, где «Анау является родиной древней культуры туркменской земли» (Сердар Бердымухамедов), и многочисленные памятники прошлого служат тому доказательством. Одним из таких уникальных памятников является Мечеть Сейит Джамал-ад-Дина (туркм. Seýit Jemaleddiniň metjidi), построенная в период т.н. «Тимуридского Ренессанса» правителем Хорасана султаном Абу-л-Касимом Бабуром (1451-1457) на средства визиря султана Мухаммеда Худайдата в 1456 году в память своего отца шейха Джамал-ад-Дина (Джелаладдуньяваддина), являвшегося уроженцем Анау. Средневековый комплекс включал в себя могилу шейха-суфия и ряд других зданий.

Уникальность данного памятника заключается в том, что арка портала мечети Сейит Джамал-ад-Дина была украшена мозаичным декором, где искусно изображены драконы (аждарха), расположенные лицом друг к другу на тёмно-синем мозаичном фоне с мелким растительным орнаментом, который начинался от оскаленной пасти фантастических существ. Данное изображение драконов на фасаде не имеет аналогий в декорации архитектурных памятников Центральной Азии и является уникальным символом культурного наследия народов региона. Мотив декора сочетает в себе как мистические, так и религиозные аспекты, придавая мечети художественную самобытность и интерес. По мнению исследователей, этот символ имеет глубокие исторические корни, поскольку с древних времен драконы были частью мифологии и культуры многих тюркских народов, особым символом силы, мудрости и защиты.

Несмотря на то, что археологам, культурологам, искусствоведам давно известно использование в элементах дизайна изображения драконов, истоки которого уходят в историю искусства Востока, исчерпывающего объяснения происхождения этого сюжета на портале Анауской мечети до сих пор нет. Например, Галина Пугаченкова (1915-2007) уделившая внимание декоративному убранству анауской мечети, пришла к выводу, что это «… тотем населявшего еще в XV в. округу Анау основного туркменского племени, к которому, возможно, принадлежал и шейх Джемаледдин» (Пугаченкова Г.А. Драконы мечети Анау // Советская этнография. 1956. № 2. С. 128.).

Однако, в условиях реактулизации древних архетипов, возможна и такая интерпретация сюжета декора мечети, где культ драконов/змей продолжает свою жизнь в туркменском (казахском и др.) бессознательном. Так, например, аруах казахского святого суфия Бекет-ата (XVIII-XIXвв.), широко известного также в Туркменистане, показывается в образе змеи. И это вовсе не случайность, ибо практически во всех религиях и мифологических традициях змея/дракон: символ/ы тайного (эзотерического) знания и мудрости

До сегодняшнего дня казахи и туркмены приписывают змее роль покровителя и помощника. В мотиве о «явлении святого (его духа) в облике змеи» и пр. лежит представление о том, что аруахи, духи святых и предков принимают змеиный облик. Из этого следует, что дух святого может обладать змеиным обличьем, поскольку душа (дух) человека до его рождения имеет облик змеи. Рождаясь (переходя в этот мир), она принимает человеческий облик (превращается в человека). Когда человек умирает, его душа (дух) опять превращается в змею. Из этого представления, в свою очередь, возникло представление о «змееобразных предках в стране мертвых». Змееобразность духа, змееобразность мертвых означала, что и «находящийся в мире ином, в стране умерших предков дух-покровитель (первопредок) рода» имеет облик змеи (см. Қондыбай С. Мифология предказахов. Книга 3 / Пер. с каз. яз. З. Наурзбаевой. Алматы: СаГа, 2008).

Представление о змееобразности душ умерших (духов) могло повлиять на образы могилы, некрополя Сейит Джамал-ад-Дина, где реальная змея/змеи также оказывается связанной с этими образами, откуда возникает цепочка мифологических функций: змея выступает одновременно и как «хозяйка могилы», и как «страж могилы», становясь проводником в иной мир.

Таким образом, наделение духа-покровителя рода змеиным обликом ведет к переносу на змею свойств и функций духа-покровителя, где он и хозяин родовой территории (мазар/кладбище, т.е. мир мертвых), и охранник могилы, и наставник/советник потомков, и податель материальных благ живых членов рода/племени. «В этом плане неслучайно и фигурирование змеи в качестве одного из главных магических атрибутов святого, а именно – его плети в легендах о некоторых деятелях среднеазиатского суфизма, вобравшего в себя немало старых, доисламских верований и представлений местного населения» (Демидов С.М. Растения и животные в легендах и верованиях туркмен. Серия «Этнография туркмен». Вып. 1. М.: Старый сад, 2020. С. 229). Отсюда можно сделать вывод, что изображение драконов на фасаде мечети Сейит Джемал ад-Дин, в том числе, служило не только украшением, но и символизировало защиту святого места и его обитателей.

Несмотря на то, что Мечеть Сейит Джемал ад-Дин была разрушена землетрясением в 1948 году и утратила свой первоначальный вид, она по-прежнему привлекает к себе внимание, поскольку руины, фрагменты мозаики и портал служат свидетельством величия и искусства туркменского народа, оставаясь популярным местом паломничества и туристического интереса. Фрагменты же знаменитого декора с драконами сегодня можно увидеть в столичном Музее изобразительных искусств Туркмении.

Прошедшая конференция еще раз засвидетельствовала, что территория Туркменистана издревле была важным центром культурогенеза, где происходила эпохальная смена культурных стандартов, протекало взаимодействие различных миров, что нашло отражение в колоссальном количестве археологических памятников мирового значения, которые привлекают внимание исследователей со всего мира.

Материалы Международной научной конференции «Древняя культура Анау» опубликованы в отдельном сборнике.