Ренессанс в Центральной Азии начался раньше, чем в Европе?
Первые казахстанские читатели уже познакомились с книгой американца Стивена Старра, где автор утверждает, что культурный Ренессанс в Центральной Азии начался за много веков до одноименной эпохи в Европе. И первую скрипку в этом сыграл аль-Фараби.
Другая Азия
Произошло это, по мнению эксперта по Евразии, директора Института Центральной Азии и Кавказа Американского совета по внешней политике США Стивена Фредерика Старра, благодаря высокоодаренным людям Востока, одним из которых был аль-Фараби. Он посвятил этому вопросу книгу «Утраченное Просвещение: золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до времен Тамерлана». Автор, пытаясь восстановить историческую справедливость, рассказывает в ней, что на протяжении весьма долгого времени Центральная Азия заслуженно оставалась экономическим и культурным центром Евразии.
Все, что было написано до Старра, по словам кандидата философских наук, ведущего научного сотрудника Института востоковедения им. Сулейменова Еркина Байдарова, является сейчас библиографической редкостью или экспонатами библиотек, которые, кроме исследователей, большинству посетителей не интересны или неизвестны. Поэтому издание книги Старра на русском языке стало прекрасным подарком для простого обывателя, незнакомого с историей тех процессов, происходивших в период так называемого Мусульманского ренессанса.
Ценность книги Фредерика Старра, считает Еркин Байдаров, в том и состоит, что она знакомит западного читателя с «другой Азией»: с научными открытиями и культурными достижениями, которые происходили на территории современных Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана, частично Ирана, Афганистана, Пакистана и Китая в эпоху «Мусульманского Ренессанса».
– Именно здесь за много веков до одноименной эпохи в Европе в средние века располагался один из очагов просвещения, – говорит ученый. – В своей книге автор пишет, например, что ученый-энциклопедист аль-Бируни открыл Америку за три века до Колумба, а главный медицинский трактат средневековья – «Канон врачебной науки» Авиценны, написанный на рубеже IX и X веков, свыше шестисот лет оставался главным учебником по медицине во всех учебных заведениях мира.
Мыслители эпохи мусульманского Ренессанса, по мнению Еркина Байдарова, подготовили появление, как философии, так и науки Нового времени.
– В этом и состоит их всемирно-историческая заслуга, так как они по существу явились опосредствующим звеном, живым мостом между древнегреческими мыслителями и новой философией, – продолжает он. – Не будь их, было бы непонятно рождение и функционирование многих идей, которые возникли впоследствии. Приняв теоретическую основу и классификацию научного материала античных ученых, мусульманские ученые исследовали их далее самостоятельно, продолжая непрерывно их изучать. Таким образом, та информация, которая была взята ими у предшественников, была скорректирована и дополнена в соответствии с их собственными наблюдениями и экспериментами. Это дало повод известному французскому исследователю истории исламской философии Анри Корбену написать, что «тогда как философская мысль повсюду пребывала в бездействии, представители иранской и центральноазиатской науки вели к наивысшему философскому сознанию». В свою очередь Джавахарлал Неру отмечал, что именно «арабы» (здесь имеются в виду ученые, писавшие в ту эпоху на арабском языке) создали современную науку». По существу, именно с этого времени философская культура, как особая форма общественного сознания и как важный духовно-культурный фактор, занимает все более значительное место. Ей была свойственна содержательность, другое видение и оценка действительности и общественной морали.
Первая скрипка Ренессанса
– Хотя для ученых-востоковедов ипредставителей других смежных дисциплин работа Старра, возможно, не будет иметь особой научной ценности, так как все, что там написано, в общем-то ученому миру давно известно, но для широкого круга читателей она, безусловно, интересна, – говорит Еркин Байдаров. – Поскольку книга написана хорошим доступным языком (Старр свободно владеет русским языком), она претендует стать своего рода бестселлером. Это – несмотря даже на то, что в ней встречаются исторические и порой хронологические ошибки (по крайней мере – в русской версии), а также субъективный взгляд автора на происходившие когда-то процессы. Книга знакомит читателя с той блестящей эпохой, когда арабо-мусульманская наука и культура и Центральная Азия в целом (по Фредерику Старру – «Большая Центральная Азия») задавали тон в развитии мировой цивилизации. Выдающиеся ученые и мыслители востока – Ахмад аль-Фергани, Мухаммад аль-Хорезми, Абу Райхан аль-Бируни, Абу Али Ибн Сина, ну и, конечно, Абу Наср аль-Фараби или просто аль-Фараби – были первыми скрипками Мусульманского ренессанса. Так, про аль-Фараби в книге Фредерика Старра есть такие слова: «Полностью классифицировал все науки, и создал твердую основу для всех областей знаний… Он внес вклад во множество областей знания – от метафизики и этики до музыки и психологии, считая ключом ко всем областям познания логику».
Сам же аль-Фараби по поводу логики писал, что: «Искусство логики изучает совокупность законов, способствующих совершенствованию интеллекта и наставляющих человека на путь истины во всех случаях постижения объектов интеллекции, при которых возможна ошибка… Законы логики, являющиеся орудиями для проверки в умопостигаемых объектах интеллекции того, что не гарантировано от возможных ошибок и упущений интеллекта при постижении истины, напоминают весы и меры, служащие орудиями для проверки во многих телах того, в чем может ошибиться или оказаться недостаточным чувство» (аль-Фараби «Философские трактаты»).
Духовное наследие аль-Фараби, по мнению Еркина Байдарова, является интеллектуальной сокровищницей не только для современного казахстанского общества, но и для всех современных восточных сообществ. Многие социально-философские произведения выдающегося мыслителя не утратили своей актуальности и в наши дни. Все это вместе говорит о том, что духовное наследие великого ученого-энциклопедиста не потеряло своего непреходящего значения и свидетельство того, что личность и творчество аль-Фараби по-прежнему привлекают внимание множества ученых, несмотря на то, что со времени его смерти прошло более тысячи лет.
– Наследие Абу Насра аль-Фараби содержит в себе множество идей, способных оказывать позитивное влияние на современность и вести в будущее, – считает ученый-философ. – Это относится и к его трудам, взглядам и пониманию соотношения разума и веры, философии и религии, к идеалам добродетельного, совершенного человека и соответствующих форм человеческого общежития. То есть ко всем тем проблемам, которые сегодня не только не забыты, но обретают особую остроту. Его творчество явилось основой философских, научных и поэтических трудов многих мыслителей мира, по сути дела став духоформирующей парадигмой национальных культур.
Огромное значение учения аль-Фараби, по мнению ученых, состоит в том, что разработанная им энциклопедическая система наук оказала большое влияние на развитие европейской науки. Она, например, легла в основу «Гундиссалинуса» – крупнейшей европейской средневековой энциклопедии XII века.
Восток и Запад едины?
– Учение аль-Фараби, будучи синтезом культурных и научных достижений IX-X веков, отразило в себе сильные и слабые стороны своего периода и сыграло огромную роль в развитии научной и философской мысли не только на Востоке, но и на Западе, – подчеркивает Еркин Байдаров. – В условиях нестабильности архитектуры глобальной политики мы видим, что современный мир во многом зыбок, так как в разных регионах мира возникают локальные военные конфликты, тревожащие все мировое сообщество и наносящие непоправимый урон миру, выработанному общественному согласию. Академик НАН РК Едил Ергожин почти двадцать лет назад на Международном конгрессе «Наследие аль-Фараби и мировая культура» сказал: «Пытаясь найти новые пути развития общества, народы часто забывают о том, какая колоссальная сокровищница человеческой мудрости находится в прошлом, в исторической памяти, в традиции, выработанной многовековым развитием человечества. Обращение к энциклопедическому наследию аль-Фараби – одна из уникальных возможностей нахождения пути, к которому стремится современное общество». Эти слова до сих пор остаются актуальными.
Гуманистическая направленность, нравственная чистота, уважение к личности – тот императив, который лежал в основе мышления аль-Фараби. Структурные изменения, необходимые сегодня казахстанскому обществу, должны опираться именно на эти ценности. Это говорит о том, что мы сегодня нуждаемся в новом изложении трудов аль-Фараби. Сам «Второй Учитель» в своих социально-этических трактатах подчеркивал, что тот, кто способен «умом постигать свою сущность и знать ее, познает наилучшие вещи наилучшим образом».
Казахстанскому обществу, по мнению Еркина Байдарова, необходимо осознать, что модернизация общественного сознания, являясь объективным цивилизационным процессом, не есть полная противоположность традиции.
– Диалектика жизни позволяет адаптировать устои общества под конкретные изменения, – считает он. – Поэтому переосмысление роли и значения духовного и интеллектуального наследия аль-Фараби состоит в стремлении не только сохранить его, но и активно включить в канву новой жизни с учетом процесса модернизации. Духовное наследие аль-Фараби может стать тем самым «кладезем знаний», где мы можем найти ответы на многие вопросы. В данном контексте вопрос интеллектуального развития Казахстана становится важной проблемой, решение которой должно стать долгосрочным «стратегическим» направлением духовного развития казахстанского общества, от которого во многом зависит судьба республики как суверенного и современного государства.
Мерей СУГИРБАЕВА