ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ АЗИЯ: ИТОГИ КОНФЕРЕНЦИИ В ТАШКЕНТЕ

1035

15-16 июня текущего года в Ташкенте состоялась Международная конференция высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности». В прошлом материале мы уже вкратце изложили значение данной конференции, предоставляющей уникальную площадку для обсуждения наиболее актуальных вопросов, затрагивающих интересы двух регионов, способной заложить основу для долгосрочного экономического развития стран Центральной и Южной Азии, помочь в решении как социально-экономических, так и транспортно-коммуникационных проблем, а также внести существенный вклад в обеспечение региональной безопасности.

Обострение политической ситуации в Афганистане на фоне передвижения движения «Талибан» (движение запрещено в Казахстане и других странах Центральной Азии) у границ стран Центральной Азии в условиях вывода американских воинских контингентов из страны и та обеспокоенность, которую она вызывает у режимов по ту сторону Пянджа и Амударьи, придавала конференции с участием представителей более 40 стран и 20 международных организаций (среди которых было и немало тех, кто воспользовавшись приглашением МИД Узбекистана, в очередной раз сумел отведать вкусного узбекского плова и оценить гостеприимство узбекского народа), определенные ожидания. Например, надежда на то, что она подтолкнет ряд «законсервированных» проектов к действию, в реализации которых так заинтересованы страны Центральной (прежде всего, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан) и Южной Азии (Афганистан, Пакистан, Индия).

Конференция проходила под девизом взаимосвязанности (connectivity) между Центральной и Южной Азией, где взаимосвязанность двух регионов рассматривается сквозь призму политики, и которая предполагает проактивное участие стран в делах региона в политической, экономической и культурно-гуманитарной сфере, как индивидуально с каждой страной региона, так и коллективно. Однако «преградой» для взаимосвязанности выступает фактор Афганистана, гражданская война в которой сводит все усилия connectivity на нет. В качестве примера можно назвать концептуальную программу Индии по отношению к странам Центральной Азии – «Connect Central Asia Policy» («Политика соединения/связи с Центральной Азией»), которая сегодня больше напоминает «теоретический» конструкт Нью-Дели, чем реально действующая стратегия.

Объявление перед начало конференции четырехстороннего формата США-Узбекистан-Афганистан-Пакистан для поддержки афганского мирного процесса и постконфликтного урегулирования, главным образом и направлен на решение проблем «афганского вопроса». Отмечая своевременность и актуальность проведения в Ташкенте Международной конференции «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности», страны-участницы заявили, что региональная взаимосвязанность важна для установления долгосрочного мира и стабильности в Афганистане и регионе, а также согласились с тем, что мир и региональная взаимосвязанность является взаимно усиливающим фактором. Однако данный формат вызывает ряд вопросов, как например, почему Россия, Иран и Китай оказались за бортом афганского мирного процесса? К данному формату могут также подключиться и другие государства, как например, Турция, кандидатуру которой в частности, поддержал Премьер-министр Пакистана Имран Хан, предложив подключить далекую от региона страну, омываемую тремя морями к афганскому урегулированию.

Объявление о создании данного формата по мнению российского афгановеда Александра Князева «больше напоминает некую пиар-акцию», в которой эта «бессмысленная четверка» реального воздействия на ситуацию оказывать не будет. С мнением российского эксперта в определенной мере можно согласиться, поскольку все прошлые «форматы» так и не оказали ни малейшего влияния на урегулирование и решение «афганского вопроса».

Тонусу конференции придало выступление президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, первая часть которой больше напоминало лекцию о взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией в прошлом. Как отметил узбекский лидер: «Расположенные на перекрестке дорог Великого шелкового пути Центральная и Южная Азия в течение многих веков способствовали активному диалогу между народами и цивилизациями. Благодаря тесному взаимодействию двух регионов распространялись новые знания и философские идеи, достижения в медицине и астрономии, географии и математике, геодезии и архитектуре, искусстве дипломатии и государственном управлении, высокие культурные и духовно-нравственные ценности. Народы наших регионов неоднократно находились в рамках общих государственных образований, а также общего политического, экономического и гуманитарного пространства».

Во второй части Президент Узбекистана особо выделил 10 аспектов активного и конструктивного диалога между странами Центральной и Южной Азии, которые откроют новые возможности для более полной реализации их торгово-экономического и культурно-цивилизационного потенциала: экономическое взаимодействие, инвестиции, транспорт и логистика, цифровая взаимосвязь, продовольственная безопасность, противодействие терроризму и экстремизму, экология и стимулирование «зеленого» развития, развитие туризма, расширение культурных связей, создание Совета молодежи стран Центральной и Южной Азии.

В своем выступлении Президент Узбекистана отметил что ключевым элементом всей архитектуры взаимосвязанности наших регионов призвана стать железная дорога «Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар», проект строительства которой уже получил широкую поддержку, в том числе со стороны ведущих международных финансовых институтов. По мнению узбекского лидера «Строительство этой железной дороги позволит в полной мере реализовать транзитный потенциал двух регионов, сформировать кратчайший маршрут, значительно сократить сроки и издержки на транспортировку грузов между Южной Азией и Европой через Центральную Азию и страны Содружества Независимых Государств». Президента Узбекистана поддержали в этом глава Афганистана Ашраф Гани и Премьер-министр Пакистана Имран Хан.

Так, по мнению известного американского эксперта Фредерика Стара «инициатива Президента Мирзиёева по транс-региональной взаимосвязанности имеет международное значение. В этой связи их реализация ставит Узбекистан в одно место с узким кругом государств, участвующих в формировании глобальной повестки».

Безусловно, для бизнеса стран Центральной и Южной Азии, реализация такой транс-региональной инфраструктуры сулит огромную прибыль. Примером такого успешного воплощения в жизнь является международный транспортный коридор «Север – Юг», который уже связывает Индию (через Иран) со странами Центральной Азии. Кроме того, проект строительства Транс-афганского железнодорожного коридора в перспективе может соединить Центральную и Южную Азию с Китаем и другими ведущими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, что удачно ложится в конструкцию китайской инициативы «Пояса и пути». В таком контексте заявление главы внешнеполитического ведомства Пекина Ван И о том, что «Китай поддерживает развитие коридора Север-Юг, соединяющего Центральную и Южную Азию и предлагает международным институтам принять участие в реализации проектов в регионе» не должно никого удивлять, поскольку, это отвечает геополитическим и геоэкономическим интересам Поднебесной.

Однако не все так просто. Продолжающаяся гражданская война в Афганистане на фоне активизации движения «Талибан», контролирующая по некоторым данным более 80 % территории страны вызывает немало вопросов по поводу будущего ее устройства. Естественно, что этот вопрос волнует и страны Центральной Азии. Не приведёт ли ухудшение политической ситуации в Афганистане к гуманитарной катастрофе и потоку беженцев в страны региона? Смогут ли нынешние и будущие власти Афганистана создать условия для реализации обозначенных проектов и ее безопасность? Например, ряд экспертов стран Центральной Азии сомневаются в договороспособности «Талибана», несмотря на то, что и Россия, и Китай, и Узбекистан (и даже Индия?) видят именно в «Талибане» ту часть афганского общества, которая может принести мир в страну и повернуть ее на рельсы социально-экономического развития. Тем более, что глава МИД Узбекистана заявил, что не считает «Талибан» террористической организацией.

Очевидно, что развитие политической ситуации в Афганистане позволят в ближайшие месяцы сделать кое-какие выводы, отталкиваясь от которых, можно будет говорить дальше о будущем страны, о которой «маленькая торговка спичками из Кабула» ответила словами: «Если земля действительно круглая, значит, Афганистан, как любое другое место, может быть ее центром» (Диана Мохаммади, Мари Буро. Маленькая торговка спичками из Кабула / Пер. Павловской М. КомпасГид, 2011 176 с.).

Помимо секционных заседаний в рамках конференции, в Ташкенте также состоялась встреча стран-участниц платформы C5+1 для Центральной Азии, где страны-участницы обсудили проблемы, связанные с пандемией COVID-19 и нестабильной обстановкой в Афганистане. Американскую сторону представляла Элизабет Шервуд-Рэндалл, советник президента США Джо Байдена по национальной безопасности. В совместном заявлении участников C5+1, еще раз была подчеркнута приверженность шести стран-участниц установлению безопасности и мира в Афганистане.

Так, указывая на необходимость развития торговых, транспортных и энергетических связей между Центральной и Южной Азией, участники C5+1 определили свои цели в отношении безопасности Афганистана, среди которых:  создание условий стабильности и процветания, благоприятные для афганского мирного процесса; необходимость проведения предметных переговоров по политическому урегулированию, путем переговоров, обеспечивающее инклюзивную политическую систему и уважение основных прав всех афганцев; а также отсутствие поддержки насильственного навязывания нового правительства в Афганистане, и не допущение использования территории Афганистана для запугивания или нападения на страны C5+1 или любые другие государства.

Международная конференция высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» вновь продемонстрировала, что Ташкент укрепляет свою региональную значимость в регионе выступая в роли интегратора не только в Центральной, но и в Южной Азии. В этом нет ничего плохого. Однако это должно стать определённым сигналом для Нур-Султана, оказавшегося в последнее время в роли пассивного зрителя, наблюдающего как Ташкент, перехватывает у нее инициативу и проводит тонкую шахматную партию умело расставляя фигуры на доске. На наш взгляд, здесь следует не «наблюдать», а в роли дуумвирата в регионе стремиться к ассиметричной позиции, и навязать свою «сицилианскую защиту», лишив «соперников» преимуществ…

Президент Республики Узбекистана Шавкат Мирзиёева предложил сделать Международную конференцию высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» традиционной. Например, ее, как и Региональную встречу глав государств Центральной Азии можно было бы проводить каждый год в одной из стран Центральной и Южной Азии, что только лишь усилило бы озвученные в совместном заявлении по итогам конференции в Ташкенте, стремлении к дальнейшему укреплению исторически тесных и дружественных связей между народами Центральной и Южной Азии, всестороннего и последовательного развития связей во всех областях на принципах равноправия, взаимной помощи, уважения интересов друг друга в духе традиционной дружбы между народами двух регионов.

Еркин Байдаров

Кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Р.Б.Сулейменова, доцент факультета востоковедения КазУМОиМЯ им. Абылай хана, область интересов – культурно-цивилизационные и философские проблемы глобализации, история философии, история и культура народов Центральной Азии, политические процессы, а также социокультурные и этноконфессиональные отношения в странах Центральной Азии

Источник: https://rezonans.asia/centralnaya-i-yuzhnaya-aziya-itogi-konferencii-v-tashkente/