Информация о деятельности Центра Н.Назарбаева и Съезде лидеров мировых и традиционных религий: история создания, миссия, динамики и перспективы развития.
Центр Н. Назарбаева по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога создан в апреле 2019 года по инициативе участников VI Съезда лидеров мировых и традиционных религий.
Центр является международной площадкой для проведения заседаний Съезда и его институтов – Секретариата Съезда и Рабочей Группы, направленных на взаимодействие с международными структурами, отечественными и зарубежными религиозными организациями, и их духовными лидерами.
Вместе с тем, работа Центра направлена на анализ состояния и динамики развития религиозной ситуации в стране и мире. Одним из стратегических блоков Центра является религиоведческая экспертиза, исследование актуальных тем в сфере религии и государственно-конфессиональных отношений.
Важно отметить, что в настоящее время Центром ведется работа по активному и последовательному продвижению идей VII Съезда лидеров мировых и традиционных религий и его Декларации в международной информационной и интеллектуальной повестке: запланированы экспертные встречи по вопросам межконфессионального диалога, международные конференции, круглые столы с привлечением представителей государственных органов, экспертного и научного сообщества, религиозных объединений и международных организаций, которые освещаются в зарубежных и отечественных СМИ, а также в социальных сетях.
В сентябре 2003 года, в столице Казахстана, состоялся Первый Съезд лидеров мировых и традиционных религий, в работе которого приняли участие всего 18 делегаций духовных иерархов (*представители ислама, христианства, буддизма, иудаизма, индуизма даосизма и синтоизма) и почетных гостей из 17-ти стран Европы, Азии, Африки и Америки.
Данный Съезд очертил контуры работы межрелигиозной диалоговой платформы, определив ориентиры будущего Астанинского межрелигиозного саммита.
На Первом Съезде был сделан решительный шаг в сторону укрепления понимания и согласия между религиозными деятелями, установления конструктивного и устойчивого диалога между цивилизациями, конфессиями, странами и народами.
Ключевыми приоритетами Съезда были определены:
– утверждение мира, согласия и терпимости в качестве незыблемых принципов человеческого существования;
– достижение взаимного уважения и толерантности между религиями, конфессиями, нациями и этносами;
– недопущение использования религиозных чувств людей для эскалации конфликтов и военных действий.
Цели Съезда:
– поиск общечеловеческих ориентиров в мировых и традиционных формах религий;
– функционирование постоянно действующего международного межконфессионального института для осуществления диалога религий и принятия согласованных решений.
Ключевые приоритеты Съезда лидеров мировых и традиционных религий – это не рядовое положение, а система важнейших целевых установок и критериев, в которых заключена главная миссия и особенность Астанинского межрелигиозного саммита.
Казахстан первым на всем постсоветском пространстве выбрал путь глобального формата межцивилизационного и межрелигиозного диалога.
Следует особо подчеркнуть, что ни один из крупных лидеров XXI века не воспользовался возможностью инициировать создание долгосрочной глобальной стратегии по упрочению и продвижению межцивилизационного, межрелигиозного и межконфессионального диалога, и применить ее с целью созыва и организации эффективной деятельности Съезда лидеров мировых и традиционных религий.
Как вам известно, в сентябре 2022 года состоялся уже Седьмой Съезд лидеров мировых и традиционных религий, качественный состав участников и его география за эти 20 лет существенно расширился.
В нашу страну уже прибыло свыше 100 делегаций из 50-ти государств мира. В качестве участников и почетных гостей Съезда были приглашены такие духовные лидеры как: Глава Ватикана и католической церкви Папа Римский Франциск, Верховный имам древнего исламского университета аль-Азхар высокопочтенный доктор, шейх Ахмед ат-Тайеб, Председатель Управления мусульман Кавказа Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде, Всесвятейший и Блаженнейший Патриарх святого града Иерусалима, всей Палестины, Аравии, Сирии, обонпол (двух берегов) Иордана, Святого Сиона и Каны Галилейской Феофил III, представители Русской православной церкви, Главный Ашкеназский раввин Израиля Давид Лау и Главный Сефардский раввин Ицхак Иосиф, а также представители авторитетных международных организаций и влиятельные политические деятели.
Для освещения Седьмого Съезда было аккредитовано 568 представителей СМИ, в том числе иностранных – 262, из них 182 – зарубежные представители 70 СМИ из 33 стран мира (такие как BBC, TASS, ASSOCIATED PRESS, Reuters, ВГТРК, France Press, Euronews и др.) и 81 – представители СМИ Ватикана.
В рамках Седьмого Съезда состоялась масштабная религиозная месса с участием Папы Римского Франциска, который прибыл в Казахстан с официальным визитом для участия в Седьмого Съезда лидеров мировых и религиозных религий. Около 7000 человек собрались в столице на святую мессу.
В молебне, приуроченном к Празднику Воздвижения Святого Креста, приняли участие тысячи паломников из регионов Казахстана, Дальнего и Ближнего Зарубежья. В том числе люди прибыли на Святую Мессу из Румынии, Германии, Польши, России, Узбекистана, Кыргызстана, Монголии, Азербайджана, Грузии, Туркменистана, Белоруссии, Таджикистана.
Поддержка Понтификом инициативы Казахстана по проведению Съезда лидеров мировых и традиционных религий многократно повысила международный престиж казахстанского государства.
16 сентября Верховный Имам Шейх Аль-Азхара Ахмад Тайеб выступил с проповедью в Республиканской Главной мечети при ДУМК. Шейх проповедовал присутствующим о ценности единства и мира, ценностях ислама и духовной целостности мусульманской уммы. Проповедь шейха аль-Азхара посетили более 20 тысяч человек. Кроме того, проповедь транслировалась в прямом эфире на официальном YouTube-канале Духовного управления мусульман Казахстана.
По завершению работы Съезда был принят итоговый документ Астанинского межрелигиозного саммита – ДЕКЛАРАЦИЯ VII Съезда, идеологема и содержание которой отражает весь спектр видения актуальных проблем современной эпохи, возможные пути их разрешения, а также намерения лидеров мировых и традиционных религий, их обращение к международному сообществу.
Резюмируя обращения и выступления участников и гостей Съезда, следует констатировать, что:
– диалог и согласие духовных иерархов, их взаимоуважение и толерантность, гармония и солидарность становятся одним из основополагающих вердиктов обеспечения архитектуры безопасного глобального мира;
– общечеловеческие духовные ценности и принципы международного сотрудничества обусловят фундамент развития устойчивого будущего обществ и государств.
Значимость Декларации в том, что данный документ распространен в качестве официального документа 77-й сессии Генеральной ассамблеи ООН.
За свои 20 лет своей многогранной деятельности Съезд лидеров мировых и традиционных религий выработал, систематизировал и сформировал солидную содержательную документационную базу по вопросам взаимодействия различных религий.
В истории деятельности Съезда лидеров мировых и традиционных религий приняты: пять (5) Деклараций и два (2) Обращения.
Данные всеобъемлющие документы отражают совместное видение религиозных деятелей, парламентариев и экспертов многогранных проблем современной эпохи.
Итоговые документы состоявшихся Съездов уникальны тем, что в их разработке участвовали сами религиозные деятели.
Оценивая итоги 20-летней деятельности Съезда лидеров мировых и традиционных религий, можно отметить, что предложенные Первым Съездом ключевые приоритеты опираются на мировую практику. Ибо это комбинированный опыт множества ведущих государств мира, осмысленный религиозными деятелями всех конфессий и вероучений, на основе которого созданы ключевые приоритеты развития именно Астанинского межрелигиозного саммита, с его особенностями и спецификой.
Съезды лидеров мировых и традиционных религий на каждом этапе своей работы не только выдвигали перед современным человечеством новые горизонты, определяя актуальные идеи и свежие задачи, обеспечивая стабильность и преемственность стратегии межцивилизационного и межрелигиозного диалога, но и показывая конкретные пути и механизмы его реализации.