КОСМИЧЕСКИЙ РЫВОК КИТАЯ ….

1000

Не откроем большого секрета, если скажем, что с каждым годом все больше растет число государств, рассматривающих космос как зону своих геополитических интересов. Одним из них является Китайская Народная Республика.

Чтоб разобраться с вопросом, что представляет собой космическая программа Китая, обратим наше внимание на древнекитайскую философию, где «космос» играет важную роль в мировоззрении и миросозерцании жителей Поднебесной. «Поскольку китайской культуре чуждо противопоставление вещности и духовности, представление о человеке как о «вещи» вполне гармонично сосуществует с признанием за человеком особого места в универсуме. Человек, с одной стороны, рассматривается в китайской традиции как одна из вещей – существ космоса, а с другой – выделяется из этого множества и ставится в один ряд с господствующими силами Вселенной – Небом и Землей. Так образуется универсальная космическая триада (сань цай) – Небо, Земля и Человек, триада, в которой Человек соединяет, связывает воедино Небо и Землю, а в качестве объединяющего начала Человек является микрокосмом («маленьким Небом и Землей» – сяю тянь-ди), отражающим в себе все многообразие природы и включающим его в себя. Будучи микрокосмом, человек обладает способностью, в свою очередь, моделировать Вселенную, порождая различные типы моделей – микрокосмов» (Торчинов Е.А.)[1].

Поэтому превращение Поднебесной в космическую державу не должно сегодня никого удивлять. Если почти пять десятилетий назад в советской прессе с помощью карикатуры, где высмеивалась перспектива ее технического развития (сто миллионов китайцев, держат большую рогатку, а другие сто миллионов ее натягивают), то сегодня Китай по праву занимает лидирующие позиции в мировой космической отрасли.

Шутки продолжались вплоть до начала 1990-х годов, когда Китай стал работать над осуществлением своей пилотируемой программы. Тогда после очередного неудачного испытания прототипа корабля «Шеньчжоу», один американский эксперт заявил, что некоторым странам «просто не дано научиться летать в космосе», а разработать и освоить такую сложную технику, как пилотируемые космические корабли, Китай изначально не способен. Однако, то, что когда-то было предметом скепсиса и насмешек, в 2003 году стало реальностью. На орбиту вышел «Шеньчжоу-5» с «тайконавтом» (так в КНР называют космонавтов) Яном Ливэем на борту. Через пять лет в ходе полета третьего по счету пилотируемого корабля «Шеньчжоу-7» в 2008 году тайконавты вышли в открытый космос. С тех пор прошло почти 20 лет и очередной старт «Шеньчжоу» уже никого не удивляет. Справедливости ради стоит отметить, что космические успехи Китая стали возможны благодаря развитию советской и американской космонавтике, научные достижения которых позволило Поднебесной за столь короткий срок добиться впечатляющих результатов.

Сегодня в мире выделяют пять основных драйверов космической отрасли. Первый — это технологии, создающие возможности по уменьшению затрат (например, новые материалы, опытные образцы компонентов космических аппаратов (КА), ракеты-носители сверхлегкого класса, миниатюризация КА). Второй — увеличение доли частных инвестиций. Третий — глобальная экономика, которая все более зависит от большого массива данных (Big Data). Четвертый — рассмотрение космической деятельности как источника экономического роста. Пятый — военные и стратегические разработки. Все эти пять направлений, составляют на сегодняшний день каркас космической отрасли Китая.

Начиная с 2011 года, Пекин вплотную занялся «обживанием» космоса. На орбиту выходит прототип модуля долговременной орбитальной станции (ДОС) «Тяньгун-1» («Небесный дворец-1»). К нему несколько раз стыковался автоматический «Шеньчжоу-8», отрабатывая маневры сближения и стыковки. Четвертый – «Шеньчжоу-9», доставил в 2012 году в космос уже трех тайконавтов, включая женщину. Экипаж этого корабля пристыковался к «Тяньгун-1» и провел на его борту 10 дней. Отправившийся в космос 11 июня 2013 года «Шеньчжоу-10», экипаж которого также состоял из трех тайконавтов и снова включал в себя женщину, закрепил успех «Шеньчжоу-9» и китайской космической программы в целом.

В КНР прекрасно понимают, что в современном мире у государства, не развивающего свою науку и технику, нет будущего. И мощная космическая отрасль через подъем авторитета и престижа государства с помощью серьезных космических достижений играет исключительно важную роль. Так, в 2016 году Китай запустил первый в мире спутник для квантовой передачи информации «Мо-цзы», названный в честь одного из великих древнекитайских мыслителей. Стоимость этого проекта оценивается в 100 млн долларов. Интересно, что данные, передаваемые со спутника, содержатся в сериях фотонов, которые невозможно перехватить или скопировать. Любая попытка перехвата приведет к их саморазрушению.

Китай сегодня нацелен заменить США в качестве доминирующей силы в космосе. Как отмечает американское издание Defense News, быстро растущие возможности Пекина в космическом пространстве очевидны. По мнению многих экспертов, если Пекину удастся сохранить впечатляющие темпы наращивания своих возможностей в сфере освоения ближнего и дальнего космоса, то в обозримый срок космической державой номер один станет Китай, а не Соединенные Штаты.

В условиях, когда весь мир в 2020 оказался заложником COVID-19, Китай осуществил резкий скачок в околоземное пространство и дальний космос. 

5 мая 2020 года Китай выполнил успешный запуск испытательной версии китайского космического корабля нового типа при помощи ракеты-носителя Long March-5B («Великий поход-5В», «Чанчжэн-5B») с космодрома Вэньчан (провинция Хайнань, Южный Китай). Успешный запуск ракеты заложил прочную основу для создания китайской орбитальной космической станции, завершить которую планируется в 2022 году[2]. Со списанием Международной космической станции (МКС) она станет единственной станцией на орбите Земли. После строительства многомодульной орбитальной станции Китай станет третьей мировой державой с постоянным присутствием своих граждан на околоземной орбите. «Небесный дворец» откроет новую эру в изучении космоса и расширит международную кооперацию.

https://www.youtube.com/watch?v=naUJ4ofUEag&feature=emb_title

Кроме этого Китай строит планы по пилотируемым полетам на Луну и Марс. 24 ноября 2020 года Китай запустил возвращаемый лунный зонд «Чанъэ-5» (Чанъэ –  богиня Луны в китайской мифологии). Задача миссии – доставить на Землю 2 килограмма лунного грунта (что и было осуществлено в середине декабря 2020 года), а к 2030 году построить научно-исследовательскую станцию ​​на Луне. После –  к «огненной звезде» как называют Марс в Поднебесной. Так, например, 23 июля 2020 года Пекин уже отправил миссию «Тяньвэнь-1» (Tianwen-1) к Марсу. Целью программы является поиск жизни на Марсе, как на текущий момент, так и в прошлом, а также исследования окружающей среды. «Tianwen-1» достигнет «красной планеты» в феврале 2021 года.Ориентировочно в 2030 году ожидается отправка возвращаемого зонда, который доставит обратно на Землю образцы марсианского грунта. К 2050 году ученые КНР рассчитывают отправить пилотируемую миссию к Марсу. Подготовка к ней уже началась.

Интенсивные исследования Луны и Марса поможет стране реализовать концепцию «единой судьбы человечества», о которой неоднократно говорил председатель КНР Си Цзиньпин. Всё больше людей в разных странах понимают, что освоение космического пространства невозможно без общих усилий. И чем скорее будет построена Китайская космическая станция, тем быстрее человек сможет покорить ближайшие планеты.

За последние годы Китай стал безусловным мировым лидером по количеству осуществленных успешных запусков космических аппаратов, что ярко иллюстрирует демонстрацию передовых технологий КНР. По состоянию на 31 марта 2020 года, вокруг Земли на околоземных орбитах летали 363 китайских аппарата (больше только у США).

Так, 23 июня 2020 года Китай завершил создание своей спутниковой системы глобального позиционирования «Бэйдоу», запустив «замыкающий» спутник этой орбитальной группировки. «Бэйдоу» стала четвертой системой глобального позиционирования наряду с российской ГЛОНАСС, американской GPS и европейской Galileo. Если в 2000 году КНР только начал создавать систему глобального позиционирования, то  с декабря 2012 года она уже начала предоставлять услуги в АТР, а с 2018-го – в глобальном масштабе.

Помимо всего перечисленного, начиная с 2010-х гг. Китай начал продвигать коммерческую космонавтику. Космические технологии относятся к числу приоритетов первого уровня КНР как минимум с 2012 г. Окончательно в качестве приоритетных они были закреплены в документах высокого и высшего уровня КНР в 2015–2016 гг., а в 13-м Пятилетнем плане — в числе Стратегических перспективных отраслей, а также в программе «Сделано в Китае 2025».

Успехи Илона Маска и возглавляемой им SpaceX, заставило китайское руководство прорабатывать вопрос о развитии собственной коммерческой космической индустрии. Целевой группой коммерческой космической индустрии сейчас и на ближайшую перспективу для КНР выступают рынки стран «Пояса и пути» (в частности, в рамках развития сети коммуникационных и навигационных спутников), причем реализуется пока небольшая завуалированная господдержка, но за счет рамочных космических инициатив для стран «Пояса» она будет расти. Возможным драйвером будущей интернационализации сегмента в перспективе может стать отсутствие ограничений для выхода на рынки космических услуг в странах, не входящих в «Пояс и путь». Другая группа клиентов — заказчики из развивающихся стран, которые не могут себе позволить дорогие услуги западных компаний.

Как мы видим, за почти тридцать лет с начала космической эпопеи Поднебесная добилась огромных успехов. Естественно возникает вопрос: Как такое возможно? Такое возможно лишь при двух взаимосвязанных условиях. Первое – если с одной стороны руководство страны, а с другой – руководство космической отрасли видят ценность этих вещей и хотят использовать их в интересах государства.

На успехи Китая в космической отрасли стоит обратить свое внимание, как Казахстану, так и другим странам Центральной Азии, поскольку достижения восточного соседа позволяют задуматься о начале осуществления совместных проектов, которые помогут на деле реализовать имеющийся потенциал стран региона в космической сфере.

Так, космический путь Казахстана, напоминает собой путь «через тернии к звездам». Почти 30 лет назад в стране был создан государственный орган по развитию космической деятельности – Национальное аэрокосмическое агентство РК (25 февраля 1993 г.). В марте 2007 года оно было преобразовано в Национальное космическое агентство Республики Казахстан (Казкосмос). За это время пройден путь от активного участия казахстанских космонавтов в пилотируемой космической программе, реализации нескольких научных программ по исследованиям в космосе, передаче в аренду космического комплекса «Байконур» и созда

ехнологий и т.д.

За последние почти десять лет с момента принятия и подписания Закона Республики Казахстан «О космической деятельности» (2011-2012) создана современная космическая инфраструктура, обеспечен прорыв в разработке отечественных образцов космической техники и технологий. Ведется большая и интенсивная работа по эффективному использованию созданной современной космической инфраструктуры для решения задач отраслей экономики страны, для удовлетворения ее растущего спроса на продукты и услуги космических систем.

К 2030 году перед Казахстаном поставлена задача расширить свою нишу на мировом рынке космических услуг и довести до логического завершения ряд начатых проектов (сборочно-испытательной комплекс космических аппаратов в Астане, космическая система дистанционного зондирования, национальная система космического мониторинга и наземной инфраструктуры, система высокоточной спутниковой навигации).

Казахстан активно продвигает космические технологии в отечественную экономику. Так, например, на расстоянии 36 тысяч км от поверхности Земли Казахстан имеет два геостационарных спутника: «KazSat-2» и «KazSat-3». Они на 100% обеспечивают все услуги, связанные с мобильной связью, телевидением и интернетом. Обеспечивают связью отдаленные населенные пункты. По словам главного редактора журнала «Мир Космоса» Казбека Казкенова: «Факт наличия у Казахстана собственной космической программы, собственных спутников, говорит о том, что у страны есть четкое понимание приоритетов безопасности. Наличие же на территории Казахстана мощного космодрома «Байконур» предоставляет нам дополнительное преимущество, которое выводит страну в ряд передовых в этой сфере». Однако не все так однозначно.

Отсутствие казахстанской космической культуры сдерживают развитие космической сферы Казахстана. Страна не ставит цель превзойти другие страны и даже самих себя. Популяризации космической темы уделяется мало внимания. Отсутствуют новые, интересные ресурсы, которые позволили бы больше узнать о текущих космических исследованиях. Сегодня результаты космических достижений влияют на все сферы жизнедеятельности человека. Это и сельское хозяйство, и экология, и экономика. Необходимо вовлекать в эту сферу всех, кто, так или иначе, связан с упомянутыми отраслями народного хозяйства республики.

Несмотря на то, что Россия продлила аренду Байконура до 2050 года, рано или поздно она покинет космодром. Это значит, что Казахстану уже сегодня нужно понять, что делать с имеющейся инфраструктурой. Естественно, что самостоятельно содержать такой дорогостоящий комплекс, где к тому же происходит его технический износ, Казахстану будет не по силам. Уже сейчас необходимо запускать его поэтапную модернизацию с помощью привлечения инвесторов. Однако в настоящий момент такой программы нет. Сегодняшние реалии указывают на то, что в ближайшем будущем монополия государства в космической сфере закончится. На рынке появились новые игроки, которые предлагают более дешевые варианты космических запусков. Это отразится на международном космическом бизнесе и, в частности, на Казахстане. Одним из выходов в сложившейся ситуации могло бы быть совместное участие в реализации космической отрасли стран Центральной Азии. Например, только в Казахстане в настоящее время проводятся исследования в таких областях, как исследования процессов эволюции Вселенной, физика солнечно-земных связей и динамических процессов в околоземном космическом пространстве. Появились новые направления — наземно-космический геодинамический и геофизический мониторинг земной коры, создание методов и технологий космического мониторинга чрезвычайных ситуаций, разработка технологий и компонентов космических аппаратов, средств космической связи и навигации и др.

Как мы видим, обозначенные направления актуальны для всех стран Центральной Азии. Для выполнения поставленных задач по созданию и использованию космических технологий для экономики и безопасности страны помощь со стороны КНР была бы не лишней. Тем более, как было отмечено выше, целевой группой китайской коммерческой космической индустрии сейчас и на ближайшую перспективу выступают рынки стран «Пояса и пути». Стоит ли воспользоваться представившимися возможностями?  Думаю, стоит. Инициатива «Пояса и пути» еще один шанс для развития казахстанской и всей центральноазиатской космической отрасли, чьи предки (Аль-Аббас аль-Джаухари, Абу Райхан аль-Бируни, Улугбек и др.) оставили свой великий след в науках, впоследствии заложивших фундамент современной космонавтики.

Ссылки:


  • [1] Торчинов Е.А. Путь философии Востока и Запада: Познание запредельного. СПб: ООО «Изд-во «Пальмира», ООО «Книа по требованию», 2017. 463 с. – С. 91.
  • [2] Как сообщил 25 декабря 2020 года главный конструктор Программы пилотируемой космонавтики Китая Чжоу Цзяньпин, Китай планируетосуществить запуск основного модуля своей пилотируемой космической станции в первой половине 2021 года. По словам главного конструктора, «После вывода на орбиту основного модуля планируются запуски грузового корабля “Тяньчжоу-2” и пилотируемого корабля “Шэньчжоу-12″» / http://russian.people.com.cn/n3/2020/1226/c31517-9803238.html ,  26/12/2020.

Еркин Байдаров

Кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Р.Б.Сулейменова, доцент факультета востоковедения КазУМОиМЯ им. Абылай хана, область интересов – культурно-цивилизационные и философские проблемы глобализации, история философии, история и культура народов Центральной Азии, политические процессы, а также социокультурные и этноконфессиональные отношения в странах Центральной Азии.

Источник: https://rezonans.kz/cosmicheskiy-ryvok-kitaya/