КИТАЙ И НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В АЗИИ

978

Турбулентность глобального развития в условиях формирования новой геополитической реальности, на фоне продолжающейся пандемии COVID-19, президентских выборов в США, Нагорно-Карабахского конфликта на Южном Кавказе и других политических событий была «приправлена» Соглашением о создании зоны свободной торговли «Всестороннее региональное экономическое партнерство» (ВРЭП), которую подписали в середине ноября текущего года 15 стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в том числе Китай и Япония. Как отмечается в итоговом заявлении, соглашение предусматривает либерализацию торговли в регионе, что «будет способствовать его экономическому процветанию».

Данное событие, произошедшее за много тысяч километров от региона Центральной Азии, тем не менее представляет для нас огромный интерес и ставит перед нами ряд вопросов: удастся ли Китаю сформировать новуюторговую группировку в Азии и какие возможности открываются перед Казахстаном и странами ЦентральнойАзией с учетом того, что ВРЭП будет стимулировать не только торговлю в АТР, но и активно влиять на торговыесвязи с ЕАЭС и Евросоюзом?  Получит ли инициатива «Пояса и пути» новое значение?

Чтоб разобраться с этим, необходимо разобраться с тем, что представляет собой «Всестороннее региональное экономическое партнерство» и в чем его достоинства?

Всестороннее региональное экономическое партнерство (Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP) — это соглашение о «зоне свободной торговли плюс» («ЗСТ+»), охватывающее 10 государств-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины) и 6 государств, с которыми у АСЕАН подписаны соглашения о свободной торговле (Австралия, Индия, КНР, Новая Зеландия, Республика Корея и Япония). Ее начало было положено в ноябре 2012 г. на саммите АСЕАН в Камбодже.

Уже тогда китайские эксперты отмечали, что «Всестороннее региональное экономическое партнерство» – это смелый шаг, обусловленный развитием региональной экономической интеграции в Восточной Азии, которое будет непосредственным образом влиять на экономическое сотрудничество и развитие в регионе на благо его стабильности и процветания. И вовсе не случайно, что Китай всеми силами поддержал начавшиеся переговоры по созданию Всестороннего регионального экономического партнерства и стал активным участником этого процесса.

Создание ВРЭП соответствовало китайской стратегии открытости на взаимовыгодной основе, а также китайской политике развития дружественного, мирного и направленного на процветание соседства, которое пойдет на пользу повышению уровня региональной экономической интеграции, обеспечению стабильности и процветания в регионе. При этом Китай сам стал инициатором глобальных проектов запустив год спустя «Экономический пояс шелкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века» выдвинутых председателем КНР Си Цзиньпином во время визитов в Казахстан и в Индонезию осенью 2013 года и объединенных позднее в рамках «Одного пояса и пути».

Главной целью ВРЭП было создание «ЗСТ+» в АТР. В основу функционирования ВРЭП было положено три принципа: соответствие принципам и нормам ВТО; тщательный учет различия партнёров и осторожность в отношении наиболее слабых из них; открытость для стран вне его зоны, в том числе партнёров по двусторонним соглашениям и свободной торговле.

Общими интересами для всех стран-участниц ВРЭП провозглашалась либерализация торговли для снижения стоимости продукции, выхода на новые рынки сбыта и, следовательно, наращивания экспортно-импортных потоков, расширение инвестиционного сотрудничества, налаживание политических и экономических связей между отдельными государствами для повышения уровня благосостояния в странах-участницах ВРЭП.

Многораундовый процесс переговоров спустя 8 лет после начала переговоров (2012) дал свои плоды и 15 ноября 2020 года в Ханое Соглашение о создании ВРЭП было подписано всеми государствами-участниками (за исключением Индии). Его вступление в силу создаст крупнейшую в мире зону свободной торговли с примерно 2,2 млрд потребителями и объемом ВВП в $28 трлн, что составляет около 30% от общего мирового объема ВВП. Агентство Bloomberg назвало произошедшее событие «самой крупной торговой сделкой в мире». Естественно, что создание Азиатского мегарынка будет сопровождаться изменением соотношения параметров геополитики, ее трансформации и формированием нового миропорядка. И это должно быть учтено в стратегии развития соседних стран (как например, России, так и центральноазиатских государств).

С образованием крупнейшего торгового блока есть все основания рассуждать о новом экономическом порядке и перемещении центра мировой экономики в Юго-Восточную Азию, в частности в сторону Китая. Тем более что КНР однозначно доминирует в ШОС и БРИКС. Как отмечает известный казахско-французский экономист Берлин Иришев, управляющий партнер Parlink Consulting «Всем странам надо будет принять во внимание предстоящую реконфигурацию мировой экономики с усилением позиции Китая. КНР продемонстрировала миру пример многовекторной политики в интересах собственных амбиций. Существенная корректировка стратегии развития предстоит всем странам единого рынка ЕАЭС», а также ЕС.

Новость о создании ВРЭП особенно воодушевила тех, кто давно и с нетерпением ожидает, когда Китай наконец-то свергнет США с мирового экономического олимпа, тем более что соглашение ВРЭП готовилось в противовес Транс-тихоокеанскому партнерству (ТТП), которое было заключено в 2016 году под эгидой США. Тогда за бортом ТТП остался лишь Китай (на прошедшем в конце ноября 2020 г. саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничество (АТЭС) Председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что Китай рассмотрит вступление ТТП), но в 2017 году США решило выйти из этого торгового соглашения, хоть и имело в ней весомый голос, что было воспринято Китаем как благоприятный момент для продвижения идеи RCEP. Даже факт того, что ряд проамериканских стран региона (Австралия, Филиппины, Новая Зеландия) предпочли торговым партнером соседний Китай взамен далекой Америке говорит о многом. В этой связке оказались Япония и Южная Корея, которые раньше рассматривались прежде всего, как опасные торговые конкуренты. Несмотря на то, что в итоге многолетних переговоров о создании ВРЭП Китай смог выторговать себе побольше остальных, это конечно же вовсе не значит, что Пекин теперь будет «писать правила мировой торговли».

В то же время, формирование ВРЭП не определяет, что инициативу «Пояса и пути» ждет забвение или что-то в этом роде. Наоборот, ВРЭП будет стимулировать не только торговлю в Азии, но и активно влиять на торговыесвязи с ЕАЭС и ЕС. Интеграционная модель КНР умеет приспосабливается к изменениям в глобальных и региональных конфигурациях и это не должно удивлять.  Великая альтернатива Востока (которая сегодня для многих ассоциируется именно с Китаем) во многом связана с тем, чтобы не просто вернуть людей к реальности, но сделать их способными выносить бремя реальности. Один из великих заветов конфуцианства – вера в цивилизацию, в то, что в ней наша человеческая сущность вовсе не отчуждена, а, напротив, обретает истинный шанс проявляться во всей полноте.

Существующая синофобия по отношению к Китаю в ряде стран Юго-Восточной и Южной Азии, а также в странах Центральной Азии не должна затенять сознание данных сообществ о «желтой угрозе», поскольку они сами в ответе за свои страхи. Необходимо «перестроить» сознание от фобий и все же присмотреться к окружающему миру и увидеть те преимущества, которые могут принести интеграционные процессы и инициативы.

Еще Лао-Цзы утверждал: Воздержитесь отправлять свои рати Мир завоёвывать. Побужденье такое чревато движением вспять…   (Лао-цзы. Дао дэ цзин. Учение о Пути и Благой Силе. М., 1998. С. 112). Да, «пояс и путь» заставляет задаваться вопросами относительно опасений по поводу того, что инициатива является средством китайского контроля. Однако официальный Пекин придерживался и придерживается в своей внешней политике заветов китайской классической философии, прекрасно осознавая, что любое великоханьское «наступление» во внешний мир отвернет от него многих.

Китай в своей инициативе не предлагает политическую интеграцию, а именно экономическую, основанную на торговых льготах. Китайская модель интеграции в формате «Один пояс – один путь» имеет «зонтичный» характер, когда китайские инвестиции и перенос индустриальных мощностей в страны-участницы интеграции выступает гарантом лояльности этих стран китайской версии глобализации. В Пекине же заявляют, что «Пояс и Путь» – это эластичный интеграционный проект (А. Маслов) и его конфигурацию определяют сами участники.

Не увязывая коммерческую выгоду и вложения в рамках ПиП, следует отметить, что по общим подсчётам, Китай вложил в инициативу гигантскую сумму в 260 млрд долларов, где некоторые проекты несмотря на свою перспективность до сих пор остаются незавершёнными. Естественно, что Пекин будет перестраивать «Пояс и путь» с ориентацией на экспорт услуг, а также переносить производства туда, где издержки не такие большие и более тщательно мониторить эффективность своих вложений. В этом отношении странам Центральной Азии необходимо рациональнее и правильнее использовать китайские инвестиции, чтоб и дальше рассчитывать на них. Поэтому количество китайских инвестиций будет сокращаться, но их качество продолжит расти.

Это касается и перспектив развития ЕАЭС и ВРЭП. Так, в недавнем докладе «Евразийский экономический союз: вызовы пандемии COVID-19 и перспективы развития ЕАЭС» подготовленной Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) говорится, что Союз не замыкается только лишь на внутренней повестке, а ведет активную работа по развитию также и на внешнем треке.  Другими словами, помимо развития интеграции внутри, ЕАЭС ведет активную международную деятельность и открыт к диалогу, в разных форматах взаимодействуя с зарубежными государствами, региональными интеграционными объединениями и международными организациями различных регионов мира. Уже заработала зона свободной торговли ЕАЭС с Вьетнамом. 1 октября 2019 года были подписаны первые соглашения из пакета всеобъемлющей торговой сделки между государствами ЕАЭС и Сингапуром. Подписаны торговое экономическое соглашение о сотрудничестве с Китаем. ЕЭК взаимодействует с правительством Камбоджи. В ноябре 2018 года в присутствии глав-государств подписан меморандум между ЕЭК и АСЕАН. То есть мы видим, что ЕАЭС еще до подписания ноябрьского Соглашения о создании зоны свободной торговли ВРЭП в Ханое, активно сотрудничала с ней. Можно быть уверенным, что оно продолжится и дальше. Если говорить о Казахстане как об одном из активных членов ЕАЭС, то через принадлежащий ему логистический терминал в порту Ляньюньган в северо-восточной части Китая на побережье Желтого моря он может стать связующим звеном между ЕАЭС и ВРЭП, а также между ВРЭП и странами Центральной Азии, ВРЭП и ЕС.

«Пояс и Путь» по-прежнему будет занимать центральное место во внешнеполитической инициативе Китая.  Несмотря на свою критику, данная китайская инициатива представляет собой комбинацию развития, торговли и геополитики, играющая главную роль в восхождении Пекина на позицию мировой державы. Например, в изданной в сентябре 2020 года книге «Новый путь императора: Китай и проект века» (The Emperor’s New Path: China and the Project of the Century), американский аналитик Джонатан Хиллман (Jonathan Hillman) сравнивает Китай рядом с державами, которые прежде всего стремились использовать торговлю для реализации своих геополитических амбиций, особенно проводя параллели с Британской империей, чей собственный рост был связан со строительством и контролем судоходства и железнодорожного сообщения. Он подчеркивает, что это «история не о господстве Китая, а о его самообразовании как восходящей державы». Однако несмотря на то, что инфраструктура, излюбленный инструмент Китая, которая привлекательна для развивающихся стран, но невероятно трудоемка для реализации, пекинская инициатива по-прежнему остается привлекательной для большей части развивающегося мира, и ее привязка к «императору Си» означает, что она и дальше будет находиться в авангарде внешней политики Китая.

Таким образом, «Всестороннее региональное экономическое партнерство» (ВРЭП) безусловно положительно повлияет на дальнейшее развитие реализации инициативы «Пояса и Пути», открыв в том числе и новые горизонты экономического сотрудничества Центральной Азии со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Кандидат философских наук,

Старший научный сотрудник Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова

Еркінин БАЙДАРОВ

Источник: https://rezonans.kz/kitay-i-noviye-gorizonty/