Зачем Казахстану изучать Восток, а не Запад

1500

2 декабря 2020 года факультет международных отношений КазУМОиМЯ им. Абылай хана провел в онлайн-формате Международный Круглый стол «Казахстан в глобальных и региональных процессах», где мною был сделан доклад на тему, посвященнуюактуальным аспектам развития казахстанского востоковедения в контексте внешнеполитической деятельности Республики Казахстан. В связи с тем, что отечественное востоковедение как в прочем и вся казахстанская наука в целом, находятся как бы на перепутье, думаю, данная статья будет интересна читателям и обратит на себя внимание соответствующих структур, поскольку рассматриваемые вопросы на взгляд автора требуют серьезного внимания.

Интеграция Республики Казахстан в мировую систему является одной из приоритетных задач отечественного востоковедения. Комплексный и междисциплинарный научный подход к изучению роли и места Казахстана в мировой системе, а также освещение историко-культурного и политического взаимодействия со странами восточной цивилизации и многоаспектное изучение восточных сообществ является актуальной как никогда.

В тоже время рост авторитета Казахстана на международной арене дают новый импульс для развития современного востоковедения в Казахстане, которое имеет во многом прикладной характер. Данная задача предусматривает прогнозно-аналитический подход к изучению современного положения стран Востока, изменения ситуации в контексте глобального миропорядка, а также нахождению в авангарде происходящих событий и выработке превентивной реакции на возможные вызовы национальным интересам Казахстана. Изучение опыта современного развития ряда восточных стран, могут позволить обосновать и выработать меры для укрепления суверенитета страны, повышения ее национальной безопасности, налаживания всестороннего сотрудничества в экономической, общественно-политической и культурной сферах.

С особой остротой стоит необходимость исследования важнейших проблем осмысления истории восточных сообществ и их взаимодействия в прошлом, настоящем и будущем; их дальнейшей интеграции в глобальный мир; существующих конфликтных ситуаций (социально-экономических, этнических, конфессиональных и т.д.) и их возможных решений; проблем идентичности и смены культурных парадигм, где важным является вопрос: каким образом та или иная восточная страна или цивилизация отражает смену парадигм и новых направлений развития мира) и т.д. Сюда же можно отнести и проблемы «встраивания» собственных моделей развития в меняющейся картине мира, т.е. вопросы «традиции-модернизации», «знания и веры», «дихотомии Восток-Запад» и др.

Определенную перспективу представляют компаративные исследования различных моделей развития как восточных цивилизаций между собой (Восток-Восток), так и восточных с западными (Восток-Запад). Неслучайно почти тридцать лет назад Первый Президент РК – Ельбасы Н.А. Назарбаев отметил, что «Будущее Казахстана и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе. Взаимопонимание между Востоком и Западом зиждется на знании особенностей друг друга и содержит в себе огромные возможности, которые предстоит обратить на благо наших стран и народов» [1, с.510]. Данная компаративистика может и должна проводиться по всем направлениям изучения – от истории и культуры до политики и финансов.

На сегодняшний день специфика отечественной востоковедной науки больше связана с исторической и перспективной ролью Казахстана как страны, занимающей транзитное положение в системе взаимодействий и взаимосвязей цивилизаций Востока и Запада. Характеристика такой роли содержится в государственной программе «Путь в Европу» и концепцией диалога «Мусульманский мир и Запад». Однако этого недостаточно. Казахстанскому востоковедению необходимо «вырваться» из этого «мелкотемья» и уделить внимание «настоящему» Востоку. Это особенно важно для Казахстана в условиях меняющегося ландшафта мировой политики и экономики. В частности, особого внимания заслуживает комплексное изучение потенциала, особенностей развития быстрорастущих экономик Востока – Китая и Индии, представляющие собой самостоятельные цивилизации, понимание и прогноз развития которых немыслимо без комплексного востоковедного знания.

К тому же современная геополитическая ситуация, складывающаяся в странах и регионах мусульманского Востока (Ближний Восток; Южная и Юго-Восточная Азия), объединенных понятием «исламский мир», переводят отечественное востоковедение из традиционных академических рамок в науку стратегической значимости. Это обуславливает внимание отечественного востоковедения начать шире и глубже изучать глубинные процессы, идущие как внутри арабоязычных, так и других мусульманских государств Машрика[1] и Магриба[2], открывая тем самым перед нами новые горизонты и перспективы. Данный аспект важен тем, что Ислам был воспринят и стал органичной частью культуры народов Центральной Азии. Ислам выступал и выступает стержнем «общей культуры» народов региона. Поэтому вовсе не удивительно, что одним из основных направлений многовекторной внешней политики Республики Казахстан и стран Центральной Азии является взаимодействие и поддержание дружественных отношений со странами мусульманского Востока, которые сегодня считаются наиболее развивающимися странами мира, с быстрорастущей экономикой и основными мировыми экспортерами углеводородов.

Несмотря на то, что у Казахстана сложился имидж одной из самых влиятельных держав на пространстве обширного мусульманского мира, следует понимать, что исламский мир на самом деле очень разнородный. Причем, как в культурном, так и в политическом плане. Например, монархии Аравийского полуострова в отличие от секулярной Турции носят абсолютистский характер, где наряду со светским правом действует шариат. Если в странах Юго-Восточной Азии (Сингапур, Малайзия, Индонезия), ислам существует параллельно с буддизмом и конфуцианством, то в большинстве стран ОИС (арабские страны, Иран, Афганистан, Пакистан), религия определяет почти всю повседневную жизнь, является основой политической, экономической и социальной сфер.

Активно взаимодействуя с исламским миром, Казахстан, естественно, не может не учитывать важность «мусульманского аспекта» своей внешней политики и рационального использования членства в ОИС. Будучи исторически, географически и геополитически частью исламского мира, Казахстан не может подвергать угрозе свои национальные интересы из-за вызовов, происходящих в этом огромном ареале. В связи с этим необходимость изучения регионов мусульманского Востока возрастает. Этим во многом и продиктована политика превентивного реагирования Казахстана на события, происходящие в исламском мире, чтобы минимизировать ущерб или угрозу, затрагивающую национальные интересы страны.

К тому же тесное взаимодействие Казахстана с исламским миром, может открыть широкое окно возможностей для сотрудничества в самых разных сферах. Но в то же время и это следует учитывать, могут появиться и совершенно новые по уровню, масштабам и качеству вызовы и риски. Для этого и необходимы исследования восточных сообществ фундаментального и прикладного характера, которые могли бы позволить отечественному востоковедению оказать помощь казахстанской дипломатии на восточном направлении ее внешней политики через понимание сущности восточного миропонимания, политической культуры, тенденций и направлений развития восточных стран и т.д.

Казахстанские востоковедные исследования могут позволить решить целый ряд проблем современности, опираясь на глубину исторического прошлого. Так, например, особого внимания заслуживает изучение Центральной Азии как единого историко-культурного региона, где на основе этнокультурного родства, исторически функционирующего механизма взаимодействия формируется культура каждого народа региона, характеризующаяся неповторимым своеобразием и сходством традиций, что еще раз актуализует вопрос центральноазиатской интеграции.

Таким образом казахстанское востоковедение путем изучения и исследования различных аспектов развития восточных сообществ может оказать необходиму помощь во внешнеполитической деятельности Казахстана. Однако для этого необходима заинтересованность в этом самого МИДа РК, а также внимание Главы государства и Совета Безопасности РК, МОН РК, так как в современных условиях востоковедение как одна из отраслей знания приобретает стратегическое направление, поскольку Восток или Азия в самом широком смысле слова начинают определять бытие всего человечества.  Чтоб получить необходимый результат нужна поддержка. Нельзя беконечно уповать на российскую и мировую ориенталистику или же проводить «юбилеи» выдавая их за «очередное достижение» отечественного востоковедения. Стране Великой степи сегодня необходимы востоковеды самых различных направлений: синологи, корееведы, японоведы, тюркологи, арабисты, иранисты, афгановеды, индологи и т.д. не просто знающие язык, но и историю, культуру, философию, религию, экономику, политику восточных стран. В ином случае страна не сможет в будущем достойна представлять себя в мировом сообществе и защитить свои национальные интересы…

[1] – Ма́шрик (араб. [эль-Машрик] «там, где восход») — территория, изначально включавшая в себя (согласно арабским географам) все известные в IX-X вв. восточные земли, включая Индию, Китай, ряд островов Индийского и Тихого океанов вплоть до Японии.

[2] – Ма́гриб (араб. [эль-Ма́гриб] «там, где закат») — название, данное средневековыми арабскими моряками, географами и историками странам Северной Африки, расположенным к западу от Египта.

Литература:

1. Назарбаев Н.А. Внешняя политика нашей страны стала важной частью
казахстанской государственности (30 ноября 1998 года) // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30006935#pos=1;-50

Философия ғылымының кандидаты,

Р.Б.Сүлейменов атындағы Шығыстану Институтының аға ғылыми қызметкері

Еркін БАЙДАРОВ.

Дереккөз https://rezonans.kz/ сайтынан алынды.