Еркин Байдаров: Наша сила в единстве, а не в лидерстве

1132
Возможен ли Союз Центральноазиатских государств, некогда предложенный Казахстаном?

 

Фото: из социальной сети facebook

Кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Р.Сулейменова Еркин Байдаров рассказал об отношениях государств Центральной Азии, в частности Казахстана с государствами региона, дал прогноз развития данного региона, а также поделился своим мнением касательно влиянии Турции на ЦА.

– Какие проблемы были в отношениях Казахстана с государствами региона прежде?

– После распада СССР в 1991 году и обретения государственного суверенитета новые независимые государства Центральной Азии приступили к налаживанию сотрудничества друг с другом в совершенно новых условиях, без оглядки на Москву.
Проблемы, которые были у Казахстана в отношениях с государствами региона в прошлом, были порождены еще в советский период. Это, прежде всего, касалось вопроса определения границ. Если скажем у Казахстана и Узбекистана процесс делимитации границ практически закончен, то у ряда государств региона он еще в процессе.

Однако отношения Казахстана с государствами региона и прежде всегда были стабильными. Да, была конкуренция за влияние и инвестиции со стороны крупных держав, но не более того. Дружеские отношения всегда были на первом месте. По-другому и быть не могло, учитывая, что на территории всех стран региона в немалом количестве проживают представители так называемых государство образующих этносов этих самых стран. Если и были «проблемы» (по региональной повестке, Аральской проблеме, проблемы водных ресурсов и др.), то они были незначительны и никак не влияли на отношения Казахстана с соседями.

Многие «проблемы» решались во время встреч первых лиц в ходе официальных визитов. Поэтому данный вопрос больше похож на поиски «черной кошки в темной комнате» или как говорят англичане «to chase ghosts». Это касается, в том числе и современной ситуации в регионе, когда СМИ и отдельные журналисты ищут то, не зная что. Прошу Вас не воспринимать это в свой адрес, так как подобного рода
вопросы задаются очень часто.

– Какие изменения произошли в политике Казахстана по отношению к странам Центральной Азии?

–  Существенных изменения в политике Казахстана по отношению к странам Центральной Азии не произошло. Однако в регионе сегодня сложилась хорошая перспектива для кооперации во многих сферах взаимного сотрудничества. В корне изменилась ситуация, когда в 2000-е и первой половине 2010-х годов между странами наблюдалось некая отчужденность. Тем не менее даже в такой не комфортной ситуации Казахстан стремился проводить политику сближения и даже в свое время предложил создать Союз Центральноазиатских государств. Стратегическое взаимоотношение с государствами Центральной Азии всегда оставалось для Казахстана в числе главных приоритетов в области региональной и многосторонней дипломатии. При этом руководством страны заявлено об упрочении лидирующих позиций и продвижение долгосрочных интересов Казахстана в регионе Центральной Азии.

Развитие многоплановых отношений Казахстана с государствами Центральной Азии сегодня сосредоточено на объединении усилий стран региона для совместного противодействия внутренним и внешним вызовам и угрозам, активизации политического, экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества на взаимовыгодной и паритетной основе. При этом мы видим концептуально новое
видение перспектив развития сотрудничества Республики Казахстан с соседями по региону на двустороннем и многостороннем уровнях направленные на развитие кооперации в Центральной Азии, укрепление геополитической и геоэкономической субъектности региона в системе международных отношений. Казахстан продолжает курс на развитие межрегиональной и приграничной кооперации, улучшение условий для инвестиционного взаимодействия, перехода экономик на инновационно-цифровую платформу, оптимизацию тарифной политики и упрощение административных процедур при транзитных перевозках, совместное решение проблем экологии и рационального использования трансграничных водных ресурсов и т.д.

Казахстан заинтересован в дальнейшей кооперации стран Центральной Азии, для чего необходима перезагрузка программ регионального и международного сотрудничества и взаимодействия. Это важно для формирования новых системообразующих структур регионального взаимодействия и сотрудничества в рамках безопасного и стабильного развития государств Центральной Азии.

– Попытки создать диалоговую площадку для стран Центральной Азии предпринимались и раньше, но оказались неудачными. В чем была причина, на Ваш взгляд?

– Да, Вы правы. Начиная с 1990-х гг. такие попытки имели место, где-то удачно, где-то неудачно, но всегда имели определенную цель – интеграцию всех аспектов жизнедеятельности стран и народов Центральной Азии, решения ее самых насущных экзистенциальных проблем. Но к сожалению многие попытки после непродолжительного времени заходили в тупик и заканчивались. Тут много причин.
Это и разные «стартовые» позиции стран региона после распада СССР, незавершенность процессов советской модернизации Центральной Азии, неопределенность в дальнейшем развитии отдельных стран и охлаждение отношений между ними, наличие внутренних противоречий в странах региона, сырьевая зависимость и т.д. Свою негативную роль сыграло и претензия на «лидерство» в регионе, которая стала излюбленной темой в освещении региональных процессов, фактически сталкивая лбами руководителей претендующих на это стран, порождая тем самым и недоверие между их народами.

Поэтому СМИ должны ответственно подходить к вопросам изложения региональных процессов. Не выискивать «врагов», а напротив разъяснять обществу преимущества диалога, преимущества единой стратегии развития стран Центральной Азии, общность исторических судеб народов региона и ее
ответственность за ее будущее.

– Стоит ли надеяться, что нынешние инициативы по региональной координации будет успешнее и почему?

– Очень хочется в это верить. Тем более, что и сами лидеры стран Центральной Азии заинтересованы в этом. И Астанинская встреча глав государств Центральной Азии2018 года, и ташкентская 2019 показала, что инициатива по организации нового формата многосторонних мероприятий на региональном уровне создала предпосылки и условия для консолидированного выражения готовности к конструктивному решению проблем без упреков, конфронтационных настроений и взаимной отчужденности.

Перспективы сотрудничества в Центральной Азии огромны, и сейчас наступило время действовать. Необходимо укреплять и расширять сотрудничество путем создания эффективно работающих региональных механизмов и заключения региональных соглашений. Пример ЕС, показывает, что наследие прошлой раздробленности не всегда перекрывает путь к общему будущему. Государства Центральной Азии должны сообща трудиться над проблемами, решить которые каждый из нас в отдельности не в силах. Только объединив усилия, государства Центральной Азии смогут получить возможность реализовать технологические и интеллектуальные достижения и достичь общественного человеческого развития. Для этого нужен политический компромисс, что подразумевает создание баланса между региональными интересами и интересами отдельных государств. Только совместное решение проблем (экономических, водно-энергетических, экологических и др.) позволит укрепить безопасность региона и предотвратить потенциальные конфликты. Развитие интеграционного процесса и ее координация позволит охватить все более широкие сферы и углубляться, создавая тем самым надежную и прочную основу региональной безопасности в Центральной Азии.

К сожалению, в связи с пандемией COVID-19 и событиями в Кыргызстане, где осенью текущего года должна была состояться Третья Консультативная встреча глав государств Центральной Азии — это важное политическое мероприятие не состоялось. Хотя на мой взгляд, ее можно было бы провести и в режиме онлайн в формате «четверки», тем самым, не прерывая набранный темп. Ведь вопросов по
дальнейшему развитию региона множество и их откладывание на неопределенный срок ничего хорошего не сулит.

Но будем надеяться, что нынешние инициативы по региональной координации будет успешнее чем предыдущие попытки.

– Как Вы считаете, будет в ближайшее десятилетие развиваться Центральная Азия? Какое государство будет ведущим в регионе?

– Делать такой долгосрочный прогноз дело сложное. Однако я думаю, что в условиях турбулентности глобального развития и формированием новой геополитическойреальности страны Центральной Азии, если хотят выжить, будут все более сближаться друг с другом. Нам нужна единая Центральная Азия с общими материальными и духовными ценностями.

Ставить вопрос, какое государство будет ведущим в регионе я считаю не правильным. В Центральной Азии борьбы за лидерство быть не может, поскольку все знают, что в регионе есть две страны-лидера (постольку поскольку), от которых во многом зависит будущее региона, а также стран и народов, проживающих на этом географическом пространстве.

Заявления руководства страны о региональном лидерстве Казахстана и опасения по поводу ее возможной утраты на мой взгляд излишни и малопродуктивны в контексте кооперации и дальнейшей интеграции стран Центральной Азии. Такая «чванливость» по отношению к региону ничему хорошему не приведет. В регионе все страны должны рассматриваться равными среди равных, без претензий на лидерство. Здесь китайская формула «сообщества единой судьбы» может и должна быть переформулирована по отношению к странам и народам Центральной Азии.

Наша сила в единстве, а не в лидерстве!

Будучи уроженцем Узбекистана, родившемся в Ташкенте и получившего историческое образование в самом старейшем университете региона я рассматриваю страны Центральной Азии как родной организм. Поэтому в этом вопросе я остаюсь оптимистом и верю, что регион способен на многое.

– Каково будет влияние Турции на государства Центральной Азии после недавних успешных операций в Нагорном Карабахе?

– Вы, наверное, имеете в виду успешные операции азербайджанской армии в Нагорном Карабахе при поддержке турецкой военной техники и турецких специалистов, так как сама Турция не принимала в конфликте реального участия, но поддерживала официальный Баку? Я думаю, что никаких кардинальных изменений не произойдет. Если Южный Кавказ для Анкары скажем так «на расстоянии вытянутой руки», то государства Центральной Азии все-таки находятся на приличном расстоянии и которые не желали бы испытать на себе вновь «длань» «старшего брата», пусть и близкого им по культурно-цивилизационным параметрам.

Сотрудничество стран региона с Турцией в последнее время переживают динамизм и сказать, что они будут изменены, мы не можем, так как на это нет оснований.

Напротив, они будут продолжены и дальше. Это выгодно и странам Центральной Азии и самой Турции. Поэтому, когда мы говорим о так называемом «влиянии» следует быть осторожным. Страны Центральной Азии за прошедшие с момента обретения независимости время прошли период «юношества» и достигли того возраста, когда они уже четко знают, что им нужно и стараются проводить внешнюю политику исходя прежде всего из своих национальных интересов.
Спасибо за интервью!

Дереккөз: https://platon.asia/ сайтынан алынды.