ЦЕННЫЙ ТРУД ОБ АБУ НАСРЕ АЛЬ-ФАРАБИ

1838

В 2020 году выдающейся личности исламской цивилизации, великому сыну казахской земли, прославленному ученому- энциклопедисту Абу Наср аль-Фараби исполнилось 1150 лет. По инициативе Республики Казахстан и при под держке ЮНЕСКО во всем мире торжественно отметили юбилей великого мыслителя. Были проведены различные международные конференции, посвященные его жизни и творчеству. Изданы труды ученого. Были опубликованы исследования по аль-Фараби.

Абу Наср аль-Фараби родился в 870 году, в семье тюркского военачальника, в городе, который ранее назывался Отрар, позднее – Фараб, расположенном на устье реки Арысь, где она впадает в древнюю реку Сайхун (Сырдарья). Когда в Мавераннахр пришли религия и цивилизация, культура и наука Ислама, Отрар был переименован в Фараб, где и вырос Абу Наср. В поисках науки и образования он направился в центры культуры и знаний того времени – страны Ближнего и Среднего Востока. Побывал в Дамаске, Багдаде и Каире. В Месопотамии изучал различные языки. В частности, хорошо освоил арабский и греческий языки, благодаря чему он смог изучить работы древнегреческих ученых, таких как Аристотель, Платон, Гелен, Птоломей. Многие труды он перевел на арабский язык и написал к ним комментарии. Впоследствии он прославился как ученый-мыслитель, «Второй учитель».

Ученые разных стран мира посвящают свои работы бессмертному, немеркнущему письменному наследию уникальной личности. Египетский философ, журналист, писатель и долгие годы работавший заместителем редактора газеты «аль-Ахбар» Магди Хуссейн Камел аль-Миниауи является одним из них. Он написал более ста книг. Большинство из них посвящены истории, культуре, философии, древнегреческим ученым, таким как Сократ, Абу-л Касым Фирдоуси, а также жизни и творчеству всемирно известных деятелей.

Одной из самых значимых работ египетского писателя является монография «Аль-Фараби», в которую он вложил много сил и опубликовал при жизни. Указанную работу именитого писателя перевел на русский язык и представил издательству Казахского национального университета им. аль-Фараби Аскар Ахметович Мусинов – заместитель Генерального секретаря Организации Исламского Сотрудничества (ОИС) по вопросам науки и технологий, известный казахский дипломат, ученый.

Аскар Ахметович Мусинов работает в сфере международых отношений со дня становления Республики Казахстан, он внес весомый вклад в становление и развитие внешней политики Казахстана.

Успешно окончив кафедру арабской филологии Восточного факультета бывшего Ленинградского, ныне Санкт-Петербургского, университета, Аскар Ахметович Мусинов работал Заместителем Министра иностранных дел Казахстана, Шефом протокола Президента РК, послом нашей страны в Египте, Королевстве Саудовская Аравия, Объединенных Арабских Эмиратах, а также в других странах этого региона: Алжире, Тунисе, Марокко, Омане, Катаре, Бахрейне, Кувейте и ЮАР.

Аскар Ахметович является автором монографии «Ближний и Средний Восток в системе международных отношений», опубликованной в 2020 г. в Алматы, в издательстве «Қазақ университеті».

Казахский дипломат, владеющий на высоком уровне арабским и английским языками, посвятил свое время переводу книги Магди Хуссейна Камеля аль-Миниауи о жизни и творчестве Абу Насра на русский язык. Я с интересом прочел ее и обнаружил в ней факты, неизвестные доселе не только широкой публике, но и ученым. Позднее, по просьбе А. Мусинова, я счел нужным написать предисловие к книге господина Магди Камеля о сыне Отрара.

Следует упомянуть, что господин Магди Камел в своей монографии указал, что Абу Наср аль-Фараби «родился в Хорасане (нынешняя Туркмения)». Разумеется, это ошибочное утверждение.

В большинстве письменных источников говорится, что Отырар, гае родился Абу Наср, расположен на устье реки Арысь, где она впадает в Сырдарью (Сайхун). Эго признано учеными вест мира.

Если говорить о Фарабе, что в Хорасанском крае, го его верное название не Фараб, а Фарйаб, и находится он на севере Афганистана.

В марте 2006 года под моим руководством группа ученых из Казахстана приоыла в Арабскую Республику Сирия.

Мы посетили могилу Абу Насра аль-Фараби на кладбище «Баб ас-сагир», что на южной части Дамаска, а также мавзолей еще одного сына казахской земли — Султана Захир ад-дин Бейбарса (1217-1277), расположенный на старом махаллия Дамаска. Там же помолились на могиле Салах ад-дина аль-Аййуби (1138-1193), в свое время разгромившего крестоносцев.

На надгробной доске Абу Насра аль-Фараби имеется надпись на арабском «аль-Фатиха Бисмилахи-р рахмани-р рахим! Это мавзолей (дарих) известного исламского ученою, философа, (адиб). музыканта Мухаммед бин Мухаммед бин Тархан бин Узлага, известного (под именем) Абу Наср аль-Фараб.

[Он] родился в 260 году хиджры и  в  339 году скончался в Дамаске».

Конечно, если бы Магди Камел был жив, мы полагаем, он бы написал, что Фараб – Отрар находится на казахской земле, в Казахстане.

Итак, вернемся к работе египетского ученого.

Египетский писатель пишет следующее: «Этого мусульманского философа звали Абу Наср аль-Фараби, его философские труды имеют для европейцев не меньшую ценность, чем книги самого Аристотеля. У историков есть фраза «Существует четыре мудреца, два до Ислама, а именно Платон и Аристотель, и два после Ислама: Абу Наср аль-Фараби и Абу Али ибн Сина».

Далее он продолжает: «В этой книге мы рассмотрим все, что связано с великим философом аль-Фараби, его становлением, его философией, а также место, которое человек занимает в его философской концепции. В том числе, мы рассмотрим влияние греческой философии на его мировоззрение, особенно философии Платона и Аристотеля; позицию аль-Фараби в отношении добродетельного города Платона, а также, как он сам создавал свой «Добродетельный город».

В книге представлены наиболее важные философские теории аль-Фараби в сфере политики, гражданского управления, теории познания, этики, рациональности, истины и искусства. Особое внимание будет уделено его концепции бытия…

Эта книга – путешествие по неспокойному миру великого философа, который был и остается центром интереса как для мусульман, так и для всего мира».

Такие главы, как «Аль-Фараби – «Второй учитель», – ческая философия аль-Фараби», «Теория познания аль-Фараби», «Аль-Фараби и добродетельный город», «Человек в аль-Фараби», «Концепция быта у аль-Фараби», «Аль-Фараби, Платон и Аристотель», «Рационализм у аль-Фараби», «Единство истины у аль-Фараби», «Аль-Фараби – философ всех Философов», «Этика у аль-Фараби», «Искусство у аль-Фараби», написаны интересно, содержательно и со знанием дела.

Труды Абу Насра аль-Фараби, посвященные сложным вопросам жизни, были исследованы учеными Европы, Азии, СНГ, в том числе и казахстанскими, такими, как профессоры А.Х. Касымжанов, М.С. Бурабаев, А.Нысанбаев, Ж. Алтаев, Г. Курмангалиева, А. Сейдахметова, К. Таджикова, академик АН Советского Союза Б.Г. Гафуров, академик АН Узбекистана М.М. Хайруллаев, московский философ А. Сагадеев и другие. Тем не менее, следует отметить, что работы арабских писателей и ученых об Абу Насыре аль-Фараби являются подспорьем. Они примечают то, что мы могли не заметить или упустить, надо отметить, что у них больше возможностей прочесть недоступные для нас труды, хранящиеся в различных библиотеках и рукописных фондах арабских стран.

В монографии Магди Камеля встречаются малоизвестные сведения о беседе аль-Фараби с халифом Харун Рашидом о науке, знаниях, священном Коране. Интересно описана встреча аль-Фараби с учеными во дворце эмира, на которой аль-Фараби дает полные ответы на все вопросы ученых, а ученые, в свою очередь, не смогли дать ответа ни на один вопрос Абу Насыра.

Мы также узнаем из глав книги о наиболее ценных и известных книгах аль-Фараби, таких как «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», которая является его главным трудом, «Гражданская политика», включающая в себя различные стороны науки философии, такие, как философия природы, философия психологии, философия этики и социальная философия. В «Гражданской политике» аль-Фараби касался важных вопросов, таких, как эффективный разум, душа, образ, материя, небесные и земные тела и разные виды человеческого общества. Мы рассмотрим его «Книгу об определении и классификации наук», в которой он перечисляет известные науки своего времени, когда арабская цивилизация достигла пика своей зрелости и процветания. Далее, мы разберем его книгу «Объединение мнений двух мудрых», в которой он старался привести концепции Платона и Аристотеля в соответствие с учением ислама, с одной стороны, а с другой – объединил взгляды этих двух великих греческих мудрецов.

Главы этой книги знакомят нас с сочинением аль-Фараби «Книга о достижении счастья», а также с другими очень ценными книгами этого великого философа. Таким образом, госпадин Магди Камел выбрал верное направление и правильно определил поставленную цель.

Как было выше указано, изданная в Каире книг Магди называется «Аль-Фараби». Согласно моим исследованиям за последние годы, количество ученых, выходцев из  Отрара, то есть, Фараба, перевалило за тридцать.

Среди них:

Аббас аль-Жаухари

Абу Ибрахим Исхак аль-Фараби

Исмаил аль-Жаухари аль-Фараби

Алам ад-дин аль-Жаухари (аль-Фараби)

Абу Мухаммед аль-Мукаддаси аль-Фараби

Абу-л Фадл Сиддик аль-Фараби

Сагд аль-Мулк аль-Уасидж (аль-Фараби)

Йахиа ибн Ахмед Абу Закария аль-Фараби

Ахмед аль-Фараби

Абу Али Хасан аль-Фараби

Бурхан ад-дин Ахмед аль-Фараби

Абд ас-Самад аль-Фараби

Махмуд аль-Фараби

Кауам ад-дин аль-Фараби аль-Иткани (Икани) ат-Туркистани

Хусам ад-дин аль-Отрари

Мухаммед ибн Мухаммед ибн аль-Хусейн

Мадж ад-дин аль-Усрушани Мухаммед ибн Хусейн аль-Фараби

Маула Мухаммед аль-Фараби

Ага Хасан аль-Фараби

Абу-л Фадл Тахир ибн Мухаммед аль-Фараби Захир

Абд аль-Латиф ибн Ахмед аль-Фараби

Абд Алла ибн Мухаммед ибн Йусуф Наср аль-Фараби аль-Азди

Бадр ад-дин ибн Нур ад-дин ибн Аййуб ибн Ибрахим аль- Фараби

Умдат ад-дин Абу Талиб аль-Отрари аль-Мукри

Ала ад-дин Абу-л Харис аль-Отрари аль-Муаддиб аль-факих

Мадж ад-дин Абу Али аль-Отрари аль-Мунаджджи

Саид Джалал ад-дин аль-Иткани аль-Отрари

Кивам ад-дин Абу Али аль-Отрари аль-Факих

Камал ад-дин Абу Наср Исмаил аль-Иткани

Мухаммед Абд Аллах аль-Фараби.

Творчество указанных ученых – отдельная тема. Они являются известными представителями различных отраслей науки своего времени. Как и Магди Камел, по каждому из вышеназванных ученых-мыслителей можно написать отдельную научную работу.

Монография «Аль-Фараби», включающая собственные взгляды и мировоззрение господина Камеля Магди, является серьезным сочинением среди трудов тех ученых, которые глубоко исследовали жизнь и творчество Абу Насра аль-Фараби, обладателя великого ума, ученого-мыслителя, вышедшего из Отрара (Фараба).

Абсаттар хаджи ДЕРБИСАЛИ,

академик РК, доктор филологических наук, профессор