Казахстанский эксперт: «Средний коридор» открывает большие возможности для грузоперевозок в Азию и Африку
Геополитическая турбулентность открыла новые возможности как для стран Южного Кавказа, так и стран Центральной Азии, в частности, для Азербайджана и Казахстана.
Об этом Vzglyad.az заявил главный научный сотрудник Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова КН МНВО РК Еркин Байдаров.
По его словам, во многом это связано с тем, что наложенные на Россию экономические санкции, создали определенные проблемы для китайско-казахстанского железнодорожного коридора «Западный Китай – Европа», следующего транзитом через Россию и Беларусь, являющейся частью инициативы «Одного пояса и одного пути».
«С одной стороны, российский маршрут, который на протяжении десятилетий служил основным коридором между ЕС и Китаем, сталкивается с проблемами, поскольку введенные против Москвы санкции заставляют Пекин опасаться потенциальных негативных экономических последствий для китайской экономики. С другой, это создает благоприятные условия для альтернативных торговых коридоров. Одним из них и является так называемый «Срединный» (Middle Corridor) или Транскаспийский коридор, через Центральную Азию и Кавказ.
«Срединный коридор», очень важен как для Китая, так и для Казахстана и стран Центральной Азии. Важную роль в реализации отмеченных маршрутов Пекин возлагает на Казахстан. Так, например, 24 июня 2022 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении в Диалоге высокого уровня по глобальному развитию в формате «БРИКС+», отметил, что: «Казахстан мог бы сыграть полезную роль некоего “буферного рынка” между Востоком и Западом, Югом и Севером. В долгосрочной перспективе нам необходимо сохранить открытую, справедливую, взаимосвязанную и устойчивую глобальную экономику. Здесь я вижу большой потенциал инициативы “Один пояс – один путь”, открывающих новую эру роста и взаимодействия».
Не менее важен «Срединный коридор» и для Азербайджана, поскольку именно эта страна обеспечивает ее дальнейший маршрут в западном направлении, как в период функционирования континентальной магистрали Шелкового пути», – заявил он.
По мнению Байдарова, «Срединный коридор» призван обеспечить удобную и экономичную доставку грузов из Европы в Центральную и Южную Азию, на Ближний и Средний Восток. «По своей сути, он воплощает в себе идею возрождения Великого Шелкового пути, тысячелетиями связывавшего народы Евразии, являясь альтернативным сухопутным маршрутом между двумя центральными точками мировой экономики, т.е. Китаем и Европой, где разные страны и пункты соединятся друг с другом: коридор пролегает через Китай (порт Ляньюньган, г. Сиань), Казахстан (Актау / порт Курык), акваторию Каспийского моря, Азербайджан (Баку / порт Алят), Грузию (Батуми / порт Поти), в Турцию по железной дороге Баку – Тбилиси – Карс (Измит, Мерсин, Черкезкой) и далее в Европу (Польшу, Румынию и т.д.). Понятно, что война на Украине рано или поздно закончится. Однако, независимо от того, как она закончится, баланс сил, преобладавший в течение десятилетий после окончания холодной войны, изменится. И важнейшим элементом меняющегося геополитического ландшафта будут иметь транспортно-логистические коридоры на евразийском континенте, маршруты которых будут проходить через Центральную Азию и Южный Кавказ», – считает он.
«Для начала, следует начать с предпочтений «Срединного коридора», поскольку он имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными транспортными маршрутами. Так, например, по сравнению с Транссибирской магистралью, он короче на 2000 км и проходит через районы с более благоприятным климатом. По сравнению же с традиционным морским путем из Китая в Европу, он в три раза быстрее (15 дней). Кроме того, «Средний коридор» открывает большие возможности для грузоперевозок как в Азию, так и в Африку. Используя этот коридор, грузы из Восточной и Юго-Восточной Азии можно легко транспортировать на Ближний Восток, Северную Африку и Средиземноморье, используя портовые инфраструктуры стран-участниц. Естественно, что Поднебесная после начала войны в Украине, прилагает активные усилия для ее функционирования через территорию Казахстана. И, как отметил Президент Казахстана, у страны есть все возможности для ее превращения в контейнерного хаба на пути из Азии в Европу.
Основным вызовом и препятствием на пути развития «Срединного коридора» в Астане видят в строительстве железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», также акцентированный на эффективное использование Транскавказского коридора, поскольку Узбекистану нужны альтернативные северным маршрутам пути выхода на крупные международные рынки. Здесь главным ориентиром являются Европа и Китай. При этом Узбекистан заинтересован в превращении страны в узловое звено международного транзита. Однако здесь, на наш взгляд, не должно быть места для конкуренции. Совместными усилиями Китай, Казахстан, Узбекистан и другие страны региона могут решить имеющиеся проблемы и вместе реализовать приемлемые для них транспортные коридоры, тем более, что война в Украине сместила глобальные грузопотоки в новых направлениях», – отметил Байдаров.
Подводя итоги, он заявил, что в сложившихся обстоятельствах «Срединный коридор» очень востребован. «У Казахстана имеются хорошие возможности через Азербайджан, Грузию и Турцию торговать с Европой. При этом, на фоне торгово-экономических санкций против России, потенциал «Срединного коридора» очень велик, о чем говорит рост грузопотоков по этому маршруту. В тоже время, как подчеркивает Президент Казахстана, в условиях, когда «жизнь не стоит на месте, динамика глобальных процессов ускоряется с каждым днем», Казахстану и странам региона необходимо работать над формированием успешной Центральной Азии, где уважение и баланс интересов каждой из стран будет учитываться и дополняться в ходе дальнейшего сотрудничества», – заключил Байдаров.