ПЯТАЯ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ВСТРЕЧА ГЛАВ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: СТАБИЛЬНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

488

18 сентября 2023 года в Международном институте Центральной Азии (Ташкент) с участием зарубежных и национальных экспертов стран Центральной Азии, был проведён «Круглый стол» на тему «Пятая Консультативная встреча глав государств Центральной Азии: стабильность, безопасность и устойчивое развитие» (См.: http://iica.uz/ru/event/ob-itogakh-kruglogo-stola-posvyaschyonnogo-proshedshim-v-g-dushanbe-sammitam-glav-gosudarstv-tsentralnoy-azii).

В рамках «круглого стола» состоялся обмен мнениями по актуальным задачам укрепления взаимосвязанности в регионе, обеспечения социально-экономического развития государств в современных условиях, а также выработаны конкретные предложения по актуальной повестке дня международного и регионального сотрудничества.

В работе «Круглого стола» по приглашению МИЦА в режиме online принял участие – ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова, кандидат философских наук, проф. Еркин Байдаров.

Ниже приводим текст выступления Еркина Байдарова на «круглом столе».

*****

            Прошедшую в Душанбе 5-ю Консультативную встречу Глав государств Центральной Азии, можно назвать своего рода завершением первого «витка» на «орбите» Центральной Азии, открывающую тем самым старт нового «витка» на ближайшее пятилетие, которое как выразился Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев «станет определяющим для нашего региона, и только от нас самих зависит, насколько эффективно мы воспользуемся этим историческим шансом».

Прошедший саммит, как и прошлые прошел в обсуждении широкого круга актуальных вопросов взаимоотношений стран региона, где вновь были рассмотрены перспективы расширения регионального сотрудничества в области обеспечения устойчивого экономического развития, укрепления основы добрососедских отношений, дальнейшего развития культурного и гуманитарного пространства региона.

Саммит еще раз показал, что процесс превращения Центральной Азии в обозримом будущем в устойчивый, экономически развитый и процветающий регион, есть бесповоротный шаг на пути к интеграции и стабильной трансформации нашего «общего дома» в регион взаимовыгодного сотрудничества, а также согласованного решения общих проблем региона.

Однако на этом пути еще многое предстоит сделать…

Сегодня в условиях деглобализации, с одной стороны, усиления китайской версии глобализации 3.0, с другой, когда инициатива «Пояса и пути» в ее сухопутной части связывает Азию с Европой от Тихого океана до Атлантики, особую актуальность обретает проблема внутрирегиональной̆ интеграции Центральной̆ Азии как для самосохранения её в качестве особого цивилизационного ареала, так и для стабилизации региона в виде целостного организма. Взаимодополняемость региона, которая лежит в единстве стран и народов Центральной Азии, служит объединяющим началом, и как отметил Председатель прошедшего саммита Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, – «мы должны работать вместе и сплочённо».

Сегодня вопросы сотрудничества для дальнейшего расширения торгово-экономических связей, разработки отдельных программ сотрудничества в сферах сельского хозяйства, промышленности и внедрения новых технологий, реализации крупных транспортных и инфраструктурных проектов, эффективного использования гидроэнергетических ресурсов, развития сотрудничества в культурно-гуманитарных сферах, создания Ассоциации средств массовой информации государств Центральной Азии и других актуальных вопросов для обеспечения безопасности в информационном пространстве региона выходят на первый план и от их решения во многом зависит будущее стран Центральной Азии.

На наш взгляд, уже пришло время странам Центральной Азии обозначить себя самостоятельным региональным экономическим союзом, чтоб впоследствии объединиться в единый политический союз. Этот шаг требует тщательной концептуальной продуманности, строгого соблюдения принципов демократии и т.д. Ибо имеются множество, как позитивных идей, требующих взвешенного подхода, так и негативных предложений, без решения которых не может быть и речи об объединении центральноазиатских республик в серьёзный политический союз.

Естественно, что в интеграционных процессах экономические интересы той или иной страны региона будут превалировать. Для того, чтобы эти «интересы» превратить в благо для всего региона может быть необходимо, посмотреть на это под углом зрения исторического опыта, т.е., что исторически свойственно каждому государству Центральной Азии в развитии их экономик?

            Во-первых, такая экономическая интеграция даст возможность рекреации традиционных отраслей хозяйства (как, например, хлопководство, шелководство, ковроткачество и др.), переработка и производство сельхозпродукции, а также восстановление и реконструкция былых интегрирующих регион крупных промышленных предприятий (горнодобывающих, цветных металлов, машиностроения и др.), а также завершению строительства Камбаратинской ГЭС-1 в Кыргызстане и Рогунской ГЭС в Таджикистане.

            Во-вторых, появится возможность совершенствовать былое историческое разделение труда в регионе, а вместе с этим возродить не только внутрирегиональную экономику, но и открыть для нее возможность занять достойное место в мировом рынке.

Через апробации товаров во внутреннем рынке уверенно можно проложить дорогу на внешний рынок. Этим мы сможем возродить былое торговое лицо региона, как важного звена Нового Шелкового пути, заняв свое место в мировом разделении труда. Это нужно для стабилизации региона, а самое главное, для совместного противостояния экспансии современной̆ глобализации и самосохранения центральноазиатской цивилизации, в целом. Базой для достижения этих целей является экономическое и политическое сотрудничество всего региона сегодня и в будущем.

В-третьих, во все времена народы региона ввели друг с другом взаимообмен необходимыми для их существования товарами, обусловленный не только вышеуказанными историческими факторами, но и главным образом, разными географическими ландшафтами их этнополитических территорий.

Поэтому уникальность региона, как особого ареала мировой цивилизации, требует самим независимым государствам Центральной Азии серьезно учитывать региональные интересы, определяемые не только взаимосвязанными неразрывными историко-генетическими корнями, но и природно-географическими условиями, переросшими в экономические взаимопотребности. Это нисколько не ограничивает самостоятельного ведения внешней политики стран Центральной Азии, а лишь укрепит стабильность региона, что сделает ее более привлекательным для стратегических внешних партнёров.

Неслучайно, все лидеры стран региона заявили, что первостепенной задачей является развитие взаимодействия в торгово-экономической области и создании благоприятных условий для торговли и инвестиций. Поручено акцентировать внимание на повышении эффективности использования транзитного потенциала Центральной Азии.

Так, среди подписанных на саммите новых документов одним из важных стало Соглашение об укреплении солидарности наземного транспорта в Центральной Азии. Развитие транспортного сотрудничества действительно является необходимым для стран Центральной Азии.  Тут следует согласиться с тезисом узбекского коллеги Бахтиёра Эргашева, что «Нам следует объединиться и расширить сотрудничество в сфере транспорта внутри региона и со странами за его пределами. Это единственный прагматичный подход с положительным потенциалом».

Соглашение об укреплении взаимосвязанности наземного транспорта в Центральной Азии создаст благоприятные условия для развития международных перевозок наземным транспортом, обеспечит конкурентную среду на рынке транспортных услуг в регионе.

Предложение Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева о разработке «Соглашения о транспорте и транзите в Центральной Азии», способной сформировать конкретные механизмы продвижения эффективных транспортных коридоров для выхода на рынки Китая, стран Южной Азии и Ближнего Востока, Евросоюза с применением сквозных тарифов, выгодных для бизнеса, а также подготовке Программы мер по либерализации рынка транспортных услуг, оптимизации разрешительных процедур, рассмотрения вопросов создания интегрированной цифровой Платформы международных перевозок можно только приветствовать.

В этой связи особую роль играет Транскаспийский международный транспортный маршрут.  Готовность к участию в проектах по развитию этого коридора, выразили все страны Центральной Азии. Предметом особого внимания является также вопрос ускорения реализации строительства железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», что также увеличит транспортировку экспортных потоков отечественных товаропроизводителей на необъятный потребительский рынок соседнего Китая, а также бонусов от доходов транзита железно- и автодорожного грузопотока по маршруту Китай – Европа (и обратно).

Как подчеркнул в своем выступлении на саммите в Душанбе Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, «Центральная Азия становится пространством новых экономических возможностей в торговле, инвестициях, бизнесе, науке и инновациях». Для того чтобы максимально задействовать экономические возможности, потенциал стран Центральной Азии, очень важно «устранить «существующие барьеры, уйти от избыточного протекционизма, создать транспарентные и стабильные условия торговли». Действительно, страны региона могут сами на взаимовыгодной основе заместить друг для друга многие виды импортируемой продукции, как например, товары сельскохозяйственной и строительной отрасли, химической и текстильной промышленности и т.д.

Таким образом, юбилейная, Пятая Консультативная встреча в Душанбе имеет особенное значение. Принятые на ней решения призваны внести значительный вклад в продолжающийся процесс поступательного развития региона. Хочется надеяться, что результаты саммита придадут новый импульс развитию многопланового сотрудничества в регионе и дальнейшему движению наших стран вперёд, а скорейшее вступление в силу «Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке» направит нас к новым идеям в отношении региональной интеграции, которая в свою очередь расширит наши представления относительно ее возможностей.

            Еркин БАЙДАРОВ, канд. филос.н., проф. ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова Комитета науки МНВО РК