Еркин Байдаров. МУСТАФА ШОКАЙ И ДЖАДИДИЗМ: К ИДЕЕ ЕДИНОГО ТУРКЕСТАНА ЧЕРЕЗ ПРОСВЕЩЕНИЕ

835

6-7 марта 2023 года в столице Республики Узбекистан г. Ташкенте состоялась Международная конференция, посвященная 100-летию отправки туркестанской молодежи на учебу в Германию в 1920-1930-е годы ХХ века на тему «Образовательная деятельность джадидов: идеи, цели, задачи и их вклад в развитие Туркестана» («Educational Activities of the Jadids: Ideas, Goals, Tasks and Their Contribution to the Development of Turkestan»), организованной совместно Государственным музеем памяти жертв репрессий (узб. «Qatag’on qurbonlari xotirasi davlat muzeyi») при Кабинете Министров Республики Узбекистан и Организацией Тюркских Государств.

Целью конференции являлось освещение деятельности джадидов и этапов становления их просветительской идеи в Туркестане; изучение образовательной политики джадидов в Туркестане, в том числе идеи направления туркестанских студентов на учебу в Германию в 20-е годы ХХ века; анализ научно-просветительской деятельности туркестанских студентов, обучавшихся за рубежом; изучение роли и наследия джадидов в развитии новых взаимоотношений и сотрудничества между тюркскими народами.

Конференция включала в себя работу в трех секциях.

В первой секции «Основные идеи и цели просветительского движения джадидов в Туркестане» рассматривались вопросы становления и развития движения джадидов; цели и задачи программы джадидов; деятельность джадидов в формировании национальной печати Туркестана; роль джадидов в области национальной литературы, театра и культуры Туркестана в новых историко-культурных условиях.

Во второй секции «Этапы развития движения джадидов» – возникновение движения «младобухарцев» и «младохивинцев» в Бухарском эмирате и Хивинском ханстве; опыт национальной демократической государственности: Туркестанская автономия; герои национально-освободительного движения Туркестана.

Третья секция «Концепция джадидов в социокультурной модернизации общества» рассмотрела вопросы целесообразности открытия джадидами обществ «Туран» и «Кумак» (Ташкент), «Тарбия атфол» (Бухара), их деятельность и цели; систематизации передовых идей джадидов просветителей Туркестана в области образования на основе научных открытий и достижений; ошибки и достижения джадидов-прогрессистов; джадидизм как символ единства и солидарности народов Туркестана и др.

На данной международной конференции принял участие, ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова, кандидат философских наук, профессор Еркин Байдаров, выступивший в третье секции с докладом на тему «Мустафа Шокай и джадидизм: к идее единого Туркестана через просвещение». Доклад вызвал широкий интерес у участников конференции.

В свою очередь от имени Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова двум библиотекам г. Ташкента (Информационно-библиотечный центр «Turon» и Государственному музею Памяти жертв репрессий) были переданы двухтомник избранных статей Мустафы Шокая (Алматы: «Арыс», 2016), что безусловно, послужит для узбекских ученых новому понимаю личности М. Шокая, положившего свою жизнь на алтарь независимости народов единого Туркестана и чья полная политическая реабилитация является велением времени!

Ниже приводим текст доклада Еркина Байдарова на конференции.

 ******

      

   Как известно, в западной историографии многие исторические личности тем или иным образом связанные с понятием «джадидизм» (конец XIX – начало XX вв.), чья политическая и культурно-просветительская деятельность была связана с «русским Туркестаном» (1867-1917) именуются прогрессистами, поскольку они поддерживали и пропагандировали социальный прогресс в обществе путем «реформ», противопоставляя свои идеи и мысли консерватизму, традиционализму и обскурантизму, утверждая, что политическое и экономическое развитие представляемых ими социальных сообществ, а также достижения в области науки и техники имеют жизненно важное значение для улучшения условий жизни народов региона. Одним из таких выдающихся прогрессистов в истории народов Центральной Азии был Мустафа Шокай (1890-1941), чья историческая роль в общественно-политическом движении народов Туркестана еще до конца не оценена.

Во многом это связано с тем, что многие граждане стран Центральной Азии, выросшие в «тисках» советской идеологии, еще считают Мустафу Шокая пособником фашисткой Германии, как одного из инициаторов создания т.н. «Туркестанского легиона» принимавшего участие во Второй мировой войне (1939-1945) на стороне нацистской Германии. Однако это не так…

Несмотря на то, что его имя вернулось на страницы истории стран и народов Центральной Азии, после ухода в небытие советской системы, противником которой он был, пришло время полной политической реабилитации Мустафы Шокая, для которого «национально единый Туркестан» был смыслом его политической деятельности как в дореволюционный период, так и в годы его эмиграции во Франции. Это необходимо, поскольку в условиях т.н. «специальной военной операции» в Украине проводимой в настоящее время Москвой, мы видим, что в бывшей метрополии вновь «заговорили» языком колониальной державы, присущей Российской империи начиная со второй половины XIX века вплоть до его краха в начале ХХ века. Мустафа Шокай был одним из тех, кто призывал к единению народов Туркестана вокруг своей истории, культуры, религии, языка, так как, только через это можно будет рассчитывать на великое возрождение и своего подобающего места в содружестве солидарных наций человечества.

          Джадидизм и движение в целом были знакомо М. Шокаю не понаслышке, а в реальном времени. Ее развитие и эволюция происходила на его глазах. Со многими руководителями движения он был знаком лично и поддерживал с ними дружеские отношения. В этом отношении определенный интерес представляет эпистолярное наследие М. Шокая, где он прямо или косвенно касался джадидизма.

Так, в своей статье «Джадидизм» он отмечал, что в последние десятилетия в Российской империи благодаря антиджадидской деятельности туркестанской колониальной администрации «джадидизм» «… стал синонимом и ярлыком определённого политического течения: «джадидами» стали называться туркестанские прогрессисты-радикалы и «джадидизм» стал обозначать радикализм в политике» [3, с. 29].

          Положительно оценивая движение джадидов в Туркестане Мустафа Шокай справедливо отмечал, что «… понятие «джадидизм» появилось в виде протеста против старой мусульманской конфессиональной школы, учение которой у нас вызывало сравнение “рытья колодца иголкой”» [3, с. 29].

В своей статье М. Шокай, не вдаваясь на общеизвестные факты отмечал, что «на десятки тысяч людей, прошедших через старые конфессиональные школы, грамотных, т.е. обученных письму и свободному чтению можно было насчитать буквально пальцами. Даже из высших школ, где курс обучения длится лет 10-15, весьма и весьма часто люди выходили, не всегда будучи в состоянии написать свое собственное имя» [3, с. 30].

Причины указанных проблем находились в методе обучения. «Вот против этой школы, отмечал М. Шокай, застывшей в формах времен своего зарождения и даже регрессировавшей, поскольку из программы ее оказались выброшенными и греческие философы (как Платон и Аристотель), и зачатки математики и астрономии и появился «джадидизм («усуль джадид»)» [3, с. 30].

М. Шокай положительно оценивал те результаты которых достигали новометодные школы джадидов. «Успехи, достигаемые ими в течении 2-3 месячного обучения детей – беглое чтение и грамота – не могли не производить самого отрадного впечатления на родителей, и порождали мысль об открытии вот таких новых школ («джадид мектеби»). В таких школах появлялись географические карты, глобус, не говоря уже о других школьных принадлежностях, без которых ни один европеец не может себе представить вообще возможности существования школы…» [3, с. 30].

Туркестанская колониальная администрация усматривала в джадидизме «вредную с политической точки зрения работу», конкретно «турецких агентов». Как отмечает М. Шокай, правительственная «Туркестанская туземная газета», издававшаяся канцелярией генерал-губернатора в Ташкенте, под редакцией Н.П. Остроумова (1846-1930), игравшего значительную роль в образовательной политике метрополии в Туркестане, «повела решительную борьбу против “новаторства”». Джадиды «на радость» традиционалистам (кадимистам) были объявлены «вероотступниками». А молодые учителя, приезжавшие во время каникул «из Казани, Уфы или Оренбурга причислялись к «турецким агентам», арестовывались или, в лучшем случае, высылались из края…» [3, c. 31].

Такая политика царской администрации в туркестанском крае заключалась прежде всего в том, чтобы держать население Туркестана «в состоянии вечной «летаргии», в объятиях слепой покорности судьбе. Преподавание начального естествознания и начальной географии детям на их родном (тюркском – Е.Б.) языке считалось «богоотступничеством» теми, которые не переставали говорить и до сих пор продолжают говорить о “культурной миссии России на Востоке”» [3, с. 31].

Такой «политический» подход краевой колониальной администрации к «школьному вопросу» в конце концов привел к тому, что «джадидизм» превратился в политический лозунг [3, c. 31]. Однако, как отмечает М. Шокай, «Несуразность действий туркестанской администрации заключалась еще в том, что «джадидские школы» официально существовали в Крыму и татарских губерниях…» [3, с. 31]. Отсюда мы можем сделать вывод, что «новые школы» в Туркестане пугали власти. Одним из доказательств такого рода утверждений может быть свидетельство царской охранки. Так, в «Кратком отчете о настроении мусульманского населения в Туркестанском крае к октябрю 1914 года» из архива департамента полиции, адресованном Туркестанскому генерал-губернатору, можно прочитать такую интересную запись: «Среди киргиз особенно популярен писатель Мир-Якуб-Даулатор (Дулатов – Е.Б.), автор брошюры «Оян, қазақ» («Проснитесь, киргизы»), отпечатанной типографией газеты «Вакт» в Оренбурге, призывающей киргиз к изгнанию русских и образованию своего киргизского государства» [1, с. 82][1].

В своей статье М. Шокай пишет, что «после свержения старого режима, в бумагах охранной полиции Туркестана» ему довелось ознакомиться с весьма интересными материалами, откуда следует, что местная администрация строго следила за тем, куда отправляются учиться дети, особенно те, «отправлявшиеся родителями учиться в Оренбург, Уфу или Казань для поступления в “джадидские школы”» [3, c. 32].

____________________________________

[1] Имеется ввиду брошюра «Оян, қазақ» Мыржакыпа Дулатова (1885–1935), где он призывает соотечественников к новой жизни, учиться хорошему у других народов, ратует за науку и образование

Появление «политических лозунгов» даже несмотря на то, что у движения в целом еще не было политической программы, согласно М. Шокаю, было связано с недовольством «школьной политикой правительства». Русская революция 1905 года, по его мнению, «коснулась нас, коренных туркестанцев, лишь слегка еле заметно. Мы и политически и культурно жившие отдельной от России и от русских жизнью покоренного народа никакого участия в этой революции не принимали политически и культурно» [3, c. 32]. А вот младотурецкая революция 1908 года, «посягнувшая на «священные прерогативы» султана-халифа, произвела, в свою очередь, революцию в сознании» консервативной части мусульманского духовенства «и влила некоторую смелость в отношении суждения о «прерогативах» христианского (выделено М. Шокаем – Е.Б.) русского монарха. «Джадиды» оказались наиболее восприимчивыми к новым революционным идеям, и радикализм, окрашенный в революционный цвет, стал их политическим “кредо”» [3, c. 33]. Отсюда следует вывод М. Шокая, что русская революция 1905 года стала понятней для туркестанцев, только после младотурецкой революции 1908 года.

          Если до революции 1917 года джадиды «думали о мировом прогрессе, об эволюционном развитии мусульманского общества, о национальном развитии Туркестана в пределах государственного единства России» [3, с. 41], то после разгрома Кокандской (Туркестанской) автономии в феврале 1918 года во главу угла была поставлена независимость Туркестана. Джадидисткое движение начала 1920-х гг. М. Шокай сравнивал с «туркестанским кемализмом»[2], где «свободная школа в свободном, независимом Туркестане» должна привести в конце концов к социальному прогрессу народов края [3, с. 41].

          В статье «Национальная интеллигенция» М. Шокай отмечал, что «История, требование жизни, проснувшееся в самом народе сознание своего «Я» поставили перед нами высокую задачу», благодаря которой появилась возможность формирования своей «национальной интеллигенции», проникнутой «идеей служения своему народу» на любом поприще – политическом, общественном, культурном и т.д. [4, с. 50].

По мнению М. Шокая, благодаря деятельности джадидов на ниве просвещения, становление национальной интеллигенции в Туркестане в 1920-е гг. происходило тремя путями: если первое, развивалось в самом регионе, «лишенной национального руководительства, стонущего под гнетом враждебной для нашей страны диктатуры русского пролетариата» [4, с. 53], но несмотря на это, растущей «в духе национальной стойкости», получая «силу» от «общения с нашей старой в «восточном духе» воспитанной интеллигенцией» (джадидов – Е.Б.); второе, получало образование «в братской Турции, где мы наблюдаем счастливое применение «западного образования» к народу, до сих пор считавшемуся  «больным от обилия восточного духа», от синергии с которой туркестанцы «вправе ожидать очень многого»; то, третья группа, незначительная по своей численности, «получила образование в самом центре запада – в Германии», куда туркестанская молодежь прибыла с «запасом национального духа», с помощью которой, она не забывала о возложенной на нее миссии. М. Шокай искренне верил в то, что «тесное сотрудничество трех частей национальной интеллигенции, разъединенной между собой географически, но духовно единой, взаимно дополняя друг друга, обеспечит светлое будущее нашего народа, нашего Великого Туркестана» [4, с. 54].

_________________________

[2] Кемализм – идеология турецкого национализма, выдвинутая Мустафой Кемалем Ататюрком (1881-1938), до сих пор считающаяся официальной идеологией Турецкой республики. По мнению ряда экспертов, сторонников данной идеологии, кемализм может быть эффективной моделью для развивающихся стран.

Надежда, что так и будет, придавала силы М. Шокаю и другим представителям туркестанской эмиграции. Тем более, что регион Центральной Азии всегда был богат на интеллектуалов в самых различных областях и только религиозный фанатизм, нашедший себе пристанище в медресе Ташкента, Бухары, Самарканда, Коканда, Хивы, Шымкента, Тараза и других городах края в XVII-XIX вв. привел к закостенелости местных сообществ. Поэтому вклад джадидизма в изменение мировоззрения туркестанцев в тот период неизмерим.

Здесь уместно привести слова выдающегося просветителя тюркских народов Евразии, одного из основоположников джадидизма Исмаила Гаспринского (1851-1914), отмечавшего по этому поводу, что: «Нация, без науки и современных технологий постепенно исчезнет под давлением других цивилизованных народов. Это называется войной за жизнь. Орудием этой бескровной войны является профессия, промышленность, знание и наука» [2]. Если сегодня эти слова выдающегося тюркского гуманиста будут проигнорированы, то вклад джадидов в реформирование и модернизацию народов Туркестана опять можно будет оценить, как образно выразился М. Шокай, «рытьём колодца иголкой».

В заключении, отметим, что Мустафа Шокай, положивший свою жизнь на алтарь свободы народов Туркестана и ее независимость, мечтал, что когда-нибудь регион, где сегодня существуют пять новых независимых государств Центральной Азии, будут единым целым. Его слова, сказанные им в 1936 году в Берлине перед туркестанской молодежью обучавшейся в Германии, что исторические корни народов региона едины, едины и культура, традиции и обычаи, поэтому для них должен быть единым социально-политический идеал – единый и неделимый Туркестан с общими материальными и духовными ценностями [4, c. 64-65], есть отражение идей туркестанской интеллигенции начала ХХ века – М. Бехбуди, С. Абдулгаффарова, М. Абдурашидханова,  С. Лапина, Т. Рыскулова, Н. Тюрякулова и многих других.

Происходящая сегодня в Центральной Азии тенденция на региональное сближение – исторически обусловленная реальность. Как мы видим, столетие спустя, идеи М. Шокая и джадидов вновь актуализируются. Кооперационно-интеграционные процессы вселяют надежду, что подписанный в 2022 году на полях IV Консультативной встречи Глав государств Центральной Азии в Чолпон-Ате – «Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке» (документ пока не подписали Таджикистан и Туркменистан – Е.Б.), позволит нам «вместе и сообща строить новый мир, единое цивилизационное сообщество» (Ч. Айтматов), где «профессия, промышленность, знание и наука» (И. Гаспринский) найдут свое должное применение.

Список литературы:

ГА РФ, ф. 102, ДП.00, ОП. 1914, д. 74, ч. 84, лл.17-40 / Цит. по: Сумароков А.Ю. «Туркестанскому генерал-губернатору…» // Военно-исторический журнал. – 1990. – № 11. – С. 78–87.

  1. Исма’ил. Тижарат ва ма’ишат мухарабаси // Таржуман. – 1886. – №10, 11, 12.
  2. Шокай М. Джадидизм // М. Шокай. Избранные труды: в 2-х томах / Сост. и предисловие К.Л. Есмагамбетова. – Алматы: «Арыс», 2016. – Т.2 – С. 29–41.
  3. Шокай М. Национальная интеллигенция // М. Шокай. Избранные труды: в 2-х томах / Сост. и предисловие К.Л. Есмагамбетова. – Алматы: «Арыс», 2016. – Т.2 – С. 50–54
  4. Шоқай М. 1936 жылы Берлин қаласында Түркістан жастарының алдында сөйлеген сөзі [Речь перед молодежью Туркестана в 1936 году в г. Берлине] // М. Шоқай. Түркістанның қилы тағдыры / Құраст. Б. Серікбайұлы Қошым-Ноғай. – Алматы: Жалын, 1992. –184 б.