Еркин Байдаров. БАБУР В ИСТОРИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮЖНОЙ АЗИИ

661

14 февраля 2023 года исполнилось 540 лет одному из выдающихся личностей, оставившего немеркнущий след в мировой истории, великому поэту, ученому-энциклопедисту, государственному деятелю и талантливому полководцу Захириддину Мухаммаду Бабуру.

Его бесценное научное и творческое наследие занимает особое место в истории мировой литературы, науки и государственности.

На родине Бабура в Узбекистане за годы независимости осуществлена масштабная работа по глубокому изучению его жизни и деятельности, популяризации его произведений как в стране, так и за рубежом. День рождения поэта – 14 февраля ежегодно отмечается в стране как праздник литературы, науки и просвещения. Проводится множество исследований в области бабуроведения, регулярно организуются республиканские и международные научные конференции.

Учитывая выдающуюся роль и влияние произведений Бабура в повышении интеллектуального и духовного потенциала молодого поколения в Узбекистане, в целях дальнейшего глубокого изучения и популяризации в республиканском и международном масштабах его научного и творческого наследия было принято специальное Постановление Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева «О широком праздновании 540-летия великого поэта и ученого, выдающегося государственного деятеля Захириддина Мухаммада Бабура» (25 января 2023 г. № ПП-20). Согласно постановлению, Организационному комитету было поручено обеспечить проведение на высоком уровне международной научно-теоретической конференции на тему «Роль наследия Захириддина Мухаммада Бабура в развитии государственности и культуры на Востоке».

Данная конференция успешно была проведена 11 февраля текущего года в Ташкенте. Организаторами мероприятия выступили Кафедра узбекского литературоведения Национального университета Узбекистана (Ташкент), в сотрудничестве с Мичиганским университетом (University of Michigan, США), Университетом Хаджи Байрам Вали (Анкара, Турция), Республиканским центром духовности и просвещения (Узбекистан), Международным общественным Фондом имени Бабура (Узбекистан) и Центром по поддержке научных мероприятий «ASMIRUS».

Одним из участников конференции стал ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова, кандидат философских наук, профессор Еркин Байдаров. Ниже предлагаем ознакомиться с текстом его доклада на конференции.

В истории народов Центральной Азии Захириддин Мухаммад Бабур (1483-1530) занимает уникальное место. Несмотря на то, что в западной историографии его часто называют политическим авантюристом, тем не менее, на страницах всемирной истории Тимурид и Чингизид по происхождению, Бабур известен не только как выдающийся поэт и мемуарист своего времени, но и как выдающийся государственный деятель и полководец, деятельность которого привлекает внимание многих исследователей даже более пяти столетий спустя. И это не случайно, поскольку вся жизнь Бабура – это своего рода «приключения и романтика», что позволило ему оставить значительный след во многих областях жизни народов Центральной и Южной Азии. Заслуга Бабура не только как государственного деятеля и полководца, но и как историка, географа и этнографа, в настоящее время признана многими специалистами мировой ориенталистики.

Пользуясь случаем, хотел бы привести один эпизод из своей жизни связанной с Бабуром. Так, во время пребывания в Душанбе в мае 2019 года во время служебной командировки в Таджикистан в рамках участия в международной конференции, я посетил Национальный музей древностей Таджикистана. Рассматривая экспонаты музея мой взгляд остановился на одном камне, который показался мне знакомым. Прочитав на указателе «Камень Султана Бабура. Обурдон. 1511-1512» вспомнил, что в годы учебы на историческом факультете Ташкентского государственного университета (ТашГУ, ныне – Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека), я его уже видел в книге Б. Гафурова «Таджики» (Т. 2). Тут же в памяти всплыли воспоминания Бабура в «Бабур-наме» («Записки Бабура») о том, как он покидал свою Родину, не зная еще что его ждет впереди…

Тогда, в 1511-1512 гг. Султан Бабур, потомок Тимура в пятом поколении, правитель Ферганы, трижды терявший в борьбе с Шайбанидами Самарканд и крушения надежд на Мавераннахр и потери короны и трона Тимуридов, пребывал в верхнем течении Зеравшана – в Матче, у селения Обурдон, и обдумывал свое жалкое положение, в котором он оказался (Камень с надписью Бабура на том самом месте, которое он описал в своём произведении “Бабур-наме”, удалось найти в 1953 г. молодому аспиранту, а в будущем академику АН РТ Ахрору Мухтарову (1924-2007)  – Е.Б.).

 

 

            Там, на камне у родника Шорох он выбил три двустишья (отрывок из «Бустона» Саади – Е.Б.):

«Шунидам, ки Ҷамшеди фаррухсиришт,
Ба сарчашмае бар ба санге навишт, /

Слышал я, что Джамшед, блаженный по природе,
Написал на камне в начале источника,

Бар ин чашма чун мо басе дам заданд,
Бирафтанд, то чашм барҳам заданд.

Гирифтем олам ба мардийю зӯр,
Валекин набурдем бо худ ба гӯр!» /

«У этого родника многие, как мы, отдыхали,

И ушли, чтобы навек сомкнуть свои очи.

Захватили мы мир мужеством и силой

Но не унесли его с собой в могилу» (перевод М. Салье).

            Оставляя эти строки на камне, Бабур еще не знал, что через 15 лет в 1526 году, в битве при Панипате, к северу от Дели, он разгромит войска делийского султана Ибрахима Лоди и станет правителем Северной Индии и основателем династии Великих Моголов, как назовут ее западные историки. Один из индийских ученых, Tripathi Ram Prasad, давая оценку этой победе Бабура писал, что «победа при Панипате Захириддина Мухаммеда Бабура заложила фундамент Великой могольской империи в Индии, которая по своей пышности, мощи и культуре осталась величайшей империей в мусульманском мире и могла даже соперничать с Римской империей» [9]. В итоге империя Великих Моголов просуществовала более трех веков, правя в Северной и Центральной Индии вплоть до 1858 года.

Однако, чтоб окончательно закрепить свой успех в Северной Индии, Бабуру пришлось еще не раз испытать себя и свою армию в ряде битв, что закрепило за ним его полководческий талант, перешедшей к нему от его великих предков – Чингисхана и Тамерлана. Если первая битва при Панипате (1526) только приоткрыла перед ним «страну тысячи религий» (Г. Гессе), то битва в Сикри с Рано Санграм Синхом (13 марта 1527 г.) и сражение при Гогре (6 мая 1529 г.), позволило Бабуру стать полным хозяином Северной Индии и заложить ориентиры будущих завоеваний для своих потомков.

При этом Morelend W.N. в своей книге «The Agrarian System of Moslem India» («Аграрная система мусульманской Индии») отмечал, что Бабур «был самым великим, но гораздо более человечным, чем все другие восточные завоеватели… и что бы ни думали о нем в других отношениях люди, мы не можем думать о нем иначе, как только относясь с глубокой симпатией к этому великодушному и общительному гиганту…» [8].

Несмотря на очень краткое по времени правление в Индии (1526-1530 гг.), Бабур сумел в некоторой степени объединить феодально-раздробленную страну и провести в жизнь такие важные мероприятия, как упорядочение земельно-водных отношений и налоговой системы. Чтоб завоевать симпатии и расположение жителей городов и деревень Индии, Бабур прекрасно осознавал, что ему необходимо провести ряд преобразований экономического порядка. Так, например, одним из проявлений такой политики было издание указа об отмене налога тамги, взимаемого с торговли. Кроме этого, по его приказу благоустраивались мечети, сооружались здания различного назначения, строились бани, рылись колодцы и т. д. В крупных городах Индии – Дели, Агре, Лахоре, Девалпуре – Бабуром были заложены сады и парки с декоративными растениями.

Одним из любимых форм государственной деятельности Бабура было благоустройство подвластных ему крупных городов Индии. «Планировка и архитектура общественных и частных построек, их внешнее оформление и интерьер, имея очень много со среднеазиатским стилем, органично сочетались в то же время с индийской формой и стилем, что привело к соприкосновению двух культур – индийской и среднеазиатской. Процесс этот получил дальнейшее развитие при приемниках Бабура, что особенно заметно в стиле крупных зданий, сооруженных в Северной Индии его потомками» [2].

Как отмечал в свое время Дж. Неру во втором томе «Взгляда на всемирную историю» (London, 1949) с победой Бабура «над слабым и презренным афганским султаном Дели» начинается новая история Индии [6, с. 53]. Бабур представлял собой «государя периода Возрождения, хотя и был лучше, чем европейский тип государя этого периода» [6, с. 54]. При этом Бабур воспринимал «всю Индию как единое целое, хотя ко времени его прихода она была раздроблена на множество царств. Эта идея единства Индии сохранилась на протяжении всей ее истории» [6, с. 55].

Для времени Бабура XV- начала XVI вв. было характерно взаимопроникновение и взаимовлияние двух культур – Средней Азии и Индии. Благодаря этому во многом стала возможным известная трансформация некоторых феодальных институтов, присущих обеим регионам Центральной и Южной Азии в средние века (например, институты «тархан», «суюргал» и др.). Все это хорошо отражено в «Бабур-наме».

К тому же правя Индией Бабур постоянно стремился укрепить торгово-экономические связи со Средней Азией (включая Казахское ханство), Афганистаном, Ираном, Москвой (Россия). Староузбекский язык в Индии стал не только языком поэзии, но в некоторых случаях – и как официальный государственный язык.

Индия стала для Бабура второй родиной. Однако при чтении его мемуаров мы видим, что он всегда жил надеждой вернуться домой. Так, в антологии поэтов «Макалат-и шуора», опубликованной в Карачи Алишером Каниг Татави, сохранилось малоизвестное ученым последнее стихотворение Бабура на персидском языке, в котором он писал:

 

«Вся жизнь моя прошла в различных огорчениях, в муках,

И эта драгоценная жизнь почему (так) бесцельно прошла в лишениях и       муках.

Жизнь, не растраченная в Самарканде, Герате в наслаждениях и утехах,

Была загублена в Агре в стенаниях и муках» [5, с. 90].

Чтоб по достоинству оценить роль Захириддина Мухаммада Бабура в восточном управлении и культуре следует обратить наше внимание на его другое сочинение «Мубайин», которое по мнению А.А. Алиева, Бабур рассматривал как руководство для управления государством, положения которого должны были способствовать значительной стабилизации государственной системы, а также улучшить положение народных масс и оградить их от бесчинства феодалов. Это сочинение Бабур посвятил своему сыну и наследнику Хумаюну – будущему второму правителю Индии в 1530–1556 гг. [1, с. 55; 2, с. 18-19].

Другое сочинение, «Васият» (1528), является венцом успешной социальной политики государства Бабура и его наследников, своеобразными законами и ценностями, оставленными потомкам. Этот документ по праву считается не только историческим источником по истории и философии государства Бабура и Бабуридов, но и нравственным кодексом, сводом законов и ценностей (Завещанием), который может быть использован в практике социального развития в современных многонациональных, поликонфессиональных государствах [4, с. 59-60].

В своем «Завещании» Бабур указывает сыну и наследнику Хумаюну о необходимости обращать внимание на положение, безопасность, здоровье, заработок, условия труда различных слоев, прослоек и групп общества, не жалеть для них помощи, в политике и в государственных делах сохранять отношения справедливости, человечности, толерантности и терпения, обращая внимание на различные этнические, родоплеменные, внутренние религиозно-конфессиональные отношения внутри страны.

«Во-первых, – завещает Бабур, – всегда избегай сектантского фанатизма, имей в виду религиозные представления и обычаи народа. Берегись различного отношения к народу. Будь в добросовестном отношении к каждому сословию;

Во-вторых – откажись от убийства быка, найди себе место в душе народа. Пусть народ подчинится тебе по доброй воле, видя твои благодеяния;

В-третьих – не разрушай бога никакого рода или племени, для сохранения дружеских отношений между Шахом и подданными, относись по-человечески к представителям каждой религии. Если так будет, в стране воцарятся доверие и согласие;

В-четвертых – вместо угнетения лучше процветание ислама, вместо меча лучше благосклонность и благодеяние;

В-пятых – стой подальше от разделения суннитов и шиитов, произнесения слов сунна и шиа, эти слова могут стать причиной ослабления ислама;

В-шестых – всегда интересуйся положением своих подданных, имей ввиду их нужды и потребности, чтобы предупредить ослабление страны» [7, с. 105 / пер. Б.А. Гафурова, Д.М. Холназаровой].

Кроме этого в «Васият» вошли советы Бабура о сохранении порядка во внутренней и внешней политике, в родоплеменных, межнациональных и межконфессиональных отношениях, о необходимости осуществлять добрые дела, сохранять справедливость и человеколюбие, быть в равном отношении к каждому сословию, ограждать себя от проявлений угнетения, неправоты, безнравственности и интриг.

В дальнейшем «несколько поколений Великих Моголов следовали концепции правления Бабура, которая по меркам того времени была безусловно либеральной. В своих мемуарах он многократно и убежденно повторяет, что побежденные противники более склонны к миролюбию, нежели к вражде, если ими впоследствии разумно управляют, и что сподвижников правителя следует строго и неукоснительно удерживать от неоправданно жестокого обращения с местным населением. То был постулат, который сыграл важную роль в великие дни империи Моголов» [3].

Таким образом, Захириддина Мухаммада Бабур по праву можно назвать одним из выдающихся личностей, оказавших огромное влияние на цивилизацию Востока. При правлении государством он опирался на волю народа, действовал в его интересах. Культура, духовность, созидание были приоритетом в государственной деятельности Бабура, а развитие науки в особенности, он рассматривал в качестве важнейшей задачи государственной значимости.

Он стремился к утверждению государственности и социального управления, активизации работ по благоустройству и озеленению, реформированию военной сферы, внедрению новшеств в эту область. Где бы он ни был прежде чем начать какое-либо нововведение, он всесторонне обдумывал то, какую пользу принесет оно для интересов общества и государства. Как отмечал сам Бабур, долг каждого – оставить после себя славное имя: «Если я умру с добрым именем – хорошо. Мне нужно имя, а тело принадлежит смерти». Эти слова в «Бабур-наме» обессмертила имя его автора в веках.

Список литературы:

  1. Алиев А.А. Завещание Тимура и Мухаммед Бабур // Вестник КРСУ. –2015. – Том. 15. – № 6. – С. 53-56.
  2. Бабур и его труд «Бабур-наме» // / пер. М. Салье, под общ. ред. и дораб. С.А. Азимжановой; Ин-т востоковедения АН РУз. – Изд. 2-е, дораб. – Т.: Главная редакция энциклопедий, 1993. – 463 c.
  3. Гаскойн Б.  Великие Моголы. Потомки Чингисхана и Тамерлана / Пер. с англ. Л.И. Лебедевой. – М.: Центрполиграф, 2003. – 271 с.
  4. Гафуров Б. А., Холназарова Д.М. Отражение социальной и религиозной политики Бабура в его завещании // Наука и образование сегодня. – 2016. – №4(5). – С. 59-60.
  5. Мир Алишер Каниг Татави. Макалат-и шуора. – Карачи, 1952 // См.: Бабур-наме (Записки Бабура) / пер. М. Салье, под общ. ред. и дораб. С.А. Азимжановой; Ин-т востоковедения АН РУз. – Изд. 2-е, дораб. – Т.: Главная редакция энциклопедий, 1993. – 463 c.
  6. Неру Дж. Взгляд на всемирную историю.: Письма к дочери из тюрьмы, содержащее свободное изложение истории для юношества: Пер. с англ. / Под ред. Г.Л. Бондаревского, П.В. Куцобина и А.Л. Нарочницкого; Вступ. ст. Р.А. Ульяновского. – М.: Прогресс, 1989. – 472 с.
  7. Ҳабибий А. Бобуршоҳ. Таржима ва изоҳлар А. Зоҳидийники. – Таъиф, 1978.
            8. Morelend W.N. The Agrarian System of Moslem India. – Cambridge: Heffer, 1929.
  1. Tripathi R.P. Rise and Fall of the Mughal Empire. 3rd ed. – Allahabad: Central Book Depot, 1963. – 528 p.

  Байдаров Е.У. Бабур в истории Центральной и Южной Азии // Роль Захириддина Мухаммада Бабура в восточном управлении и культуре. Сборник научных статей и тезисов международной научно-теоретической конференции (11 февраля 2023 г.). – Ташкент: НУУз, 2023. (Т. 1) – 402 с. – С. 368-373.