ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ АЗИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
Новая политическая реальность в регионе, сформированная прежде всего проактивной, инициативной и конструктивной дипломатией Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, оказала положительное влияние на наращивание взаимодействия по широкому кругу вопросов как между странами Центральной Азии, так и в международном масштабе. В данном контексте огромный интерес представляет предстоящая 15-16 июля 2021 года в Ташкенте Международная конференция высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности».
Как известно, политические и культурные взаимосвязи огромного субрегиона Центральной и Южной Азии уходят корнями далеко в глубь истории. Они восходят к периоду таких империй античности, как империя Маурьев, государство Селевкидов и Греко-Бактрийское царство (появившихся в период эллинизма, в результате восточных походов Александра Македонского – Е.Б.), Кушанская империя, а также более поздних государств, сформировавшихся в период раннего и позднего средневековья, как государство Эфталитов, Восточный и Западный тюркские каганаты, государство Газневидов и Хорезмшахов, Гуридов и Тимуридов, империя Великих моголов и др. Все они располагались на огромных территориях, включавших частично или полностью современные территории Центральной и Южной Азии. Именно тогда и были заложены основы торговых путей, культурных связей и взаимовлияний между народами двух регионов.
Современная многовекторная внешняя политика государств Центральной Азии, способствовала установлению их сотрудничества с глобальными и региональными субъектами на различных уровнях. Географическая и культурно-историческая близость стало одним из главных факторов того, что с 1992 года новыми независимыми государствами Центральной Азии были установлены дипломатические отношения со «страной тысячи религий» (Г. Гессе) – Индией, а также с Афганистаном, Пакистаном, Бангладеш, Непалом, Мальдивами и Шри-Ланкой (с Королевством Бутан имеют дипломатические отношения только Казахстан и Таджикистан – Е.Б.). Все эти государства входят согласно классификации ООН, в регион Южной Азии, занимающей территорию 4.5 млн км² (10% всей Азии и 3% всей суши мира), и с населением, составляющей 40% населения Азии и 22% населения всего мира.
При этом Южная Азия не просто соседствует с Центральной Азией, но и по сути пересекается с ней в некоторых географических областях. Центральная Азия (по определению ЮНЕСКО) включает в себя не только Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Туркмению и Таджикистан, а также Монголию, северо-западный Китай, районы азиатской России, северо-западную часть Индии, северную часть Пакистана, северную часть Ирана и Афганистан.
Однако до последнего времени в программах развития стран Центральной Азии с южноазиатским субрегионом, основное внимание отводилось преимущественно Афганистану, а понимание идущих процессов в Индии и Пакистане, как правило, ограничивалось сугубо технологической или торгово-экономической составляющей. Но со вступлением Индии и Пакистана в Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС), можно считать, что начался период более пристального внимания стран региона к Индии, Пакистану и Южной Азии в целом.
Участие Индии и Пакистана в ШОС в качестве полноправных членов предоставляет Нью-Дели и Исламабаду новые возможности для расширения своих интересов в регионе. Кроме этого Индия и Пакистан рассматривают центральноазиатские страны не только как естественных партнеров при сотрудничестве в области политики и безопасности, но, а также как партнёров в торгово-экономической сфере. Сегодня и Нью-Дели, и Исламабад стараются активизировать свою центральноазиатскую программу, пытаясь преодолеть такой существенный недостаток, как отсутствие прямой связи с регионом.
Например, к проведению более активной политики в Центральной Азии индийский политический истеблишмент подталкивают также опасения, связанные с неуклонным ростом экономической и военной мощи и политического веса Китая. В то же время, в контексте растущей экономики и потребностях в энергоресурсах, Индии важно искать новые источники углеводородов. Помимо двусторонних возможностей для сотрудничества, Индия может воспользоваться некоторыми полезными механизмами для усиления своего влияния в Центральноазиатском регионе. В частности, взаимодействие в рамках ШОС предоставляет Индии возможность стать частью процесса регионального сотрудничества.
Активизация политики Индии в регионе обуславливается непосредственной близостью к Афганистану и наличием потенциальных угроз безопасности, которые могут распространиться в регионе. Официально концептуальная программа Индии по отношению к странам Центральной Азии – «Connect Central Asia Policy» («Политика соединения/связи с Центральной Азией») была озвучена еще в июне 2012 г. в Бишкеке в ходе «Первого Диалога Индия – Центральная Азия». Основной посыл данной программы заключается в том, что Индия рассматривает Центральную Азию сквозь призму политики, которая предполагает проактивное участие в делах региона в политической, экономической сфере, в области общественных обменов и связей как индивидуально с каждой страной региона, так и коллективно.
Для Индии развитие отношений со странами Центральной Азии связано с необходимостью решения собственных политико-стратегических, экономических задач, таких как мир и стабильность в «расширенном соседстве» («Extended Neighbourhood»); совместная координация борьбы с терроризмом и решение проблемы Афганистана; усиление своей энергетической безопасности, развитие торгово-экономических связей. В свою очередь, понимая необходимость решения странами Центральной Азии собственных задач по развитию экономического и человеческого потенциала, транспортной инфраструктуры, борьбы с радикальными течениями, Индия тем самым определила свою нишу на пересечении обоюдовыгодных интересов, результатом чего и стала программа «Connect Central Asia Policy».
Международная конференция в Ташкенте, соберет несколько сотен человек из 40 с лишним стран мира и международных организаций. Конференция призвана сформировать политическую и экспертную площадку, где будут обсуждать «модель взаимовыгодной стратегической связки Центральная Азия – Южная Азия» в различных сферах.
В рамках конференции запланирована церемония открытия Международного института Центральной Азии (IICA), учрежденный Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым в 2020 году. Одним из ключевых направлений деятельности института является осуществление совместных научно-исследовательских программ и проектов в различных сферах, относящихся к региональному партнерству, в том числе с участием ведущих зарубежных экспертов и институтов.
Среди основных вопросов международной конференции ее участники рассмотрят состояние и перспективы развития межрегионального сотрудничества в Центральной и Южной Азии, успешные примеры взаимодействия, а также перспективные инфраструктурные проекты. Согласно программе конференции, заседания будут проводиться в формате секций. Первая — «Торговая и транспортная взаимосвязанность для устойчивого роста», вторая — «Возрождение культурно-гуманитарных связей как путь к укреплению дружбы и взаимного доверия», третья — «Региональная безопасность. Вызовы и угрозы».
Несомненно, что на конференции будут обсуждать и проблему мирного урегулирования в Афганистане. В этой связи примечательно, что гостем конференции будет и спецпредставитель США по Афганистану Залмай Халилзад. Он посетит Ташкент в рамках поездки в Катар, Узбекистан и Пакистан. Как говорится в сообщении Государственного департамента США, в ходе своей поездки Залмай Халилзад намерен «продолжить решительную дипломатию и [усилия по] достижению мирного соглашения между властями Афганистана и радикальным движением ”Талибан” <…> для дальнейшего продвижения консенсуса по политическому урегулированию [в Афганистане]».
Следует отметить, что нынешняя международная конференция — продолжение череды подобных мероприятий. Так, Первая региональная центральноазиатская конференция «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания» состоялась еще в 2017 году в Самарканде. В 2018 году в Ташкенте прошла международная конференция высокого уровня по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие». Ее итогом стала Ташкентская декларация об обеспечении мира и безопасности в регионе, укреплении сотрудничества, дальнейшем расширении отношений добрососедства.
В январе 2019 года в Самарканде состоялась Первая встреча министров иностранных дел в рамках Диалога «Индия – Центральная Азия» с участием представителей Афганистана. В ходе встречи глав внешнеполитических ведомств, была подтверждена приверженность содействию экономическому восстановлению Афганистана путем реализации совместных инфраструктурных, транзитно-транспортных, энергетических и других проектов, способствующих ее включению в систему региональных и мирохозяйственных связей.
Так, в рамках Диалога «Индия – Центральная Азия» были также затронуты вопросы активизации взаимной торговли; расширения прямых контактов между деловыми ассоциациями; развития транзитно-транспортно-коммуникационного потенциала стран Центральной Азии; продвижения совместных инициатив по созданию международных и региональных транспортных коридоров; привлечения индийских инвестиций, инноваций и технологий в экономики стран Центральной Азии, в том числе в отрасли промышленности, энергетики, информационных технологий, фармацевтики и сельского хозяйства и т.д. По итогам встречи было принято Совместное заявление министров иностранных дел стран участниц Диалога, где стороны подтвердили стремление к региональному сотрудничеству, взаимной поддержке, совместному решению актуальных вопросов в целях обеспечения безопасности, стабильности и устойчивого развития региона. Встреча министров еще раз продемонстрировало, что у Индии и стран Центральной Азии существует общность мнений и подходов к налаживанию и развитию многопланового, взаимовыгодного и плодотворного сотрудничества в формате Диалога.
Одной из ключевых тем предстоящего мероприятия станет расширение практического взаимодействия в сфере транспорта и транзита, в том числе создания эффективной транспортно-коммуникационной инфраструктуры, связывающей Центральную и Южную Азию».
К таким проектам можно отнести строительство «Трансафганского коридора», инициированное Узбекистаном. Речь идет о прокладке железной дороги «Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар» протяженностью около 600 км, которая свяжет кратчайшим маршрутом Центральную Азию через Афганистан с Пакистаном и Ближним Востоком (2 февраля 2021 г. в Ташкенте Узбекистан, Афганистан и Пакистан подписали «Дорожную карту» по ее строительству – Е.Б.), обеспечит бесперебойное межрегиональное транспортное сообщение и придаст новый импульс динамике торгово-экономических обменов. Прогнозный объём перевозки грузов в первые годы эксплуатации составит 4 млн. тонн с дальнейшим увеличением до 7 млн. тонн в год.
Заинтересованность в строительстве железной дороги на данном направлении проявили ряд финансовых институтов: АБИИ, ЕБРР, ИБР, ВБ по Центральной Азии, АБР и Европейский инвестиционный банк. Естественно, что инициатива по реализации проекта строительства трансафганской железной дороги, имеет стратегическое значение в контексте развития регионального сотрудничества, стимулирования интеграции стран Центральной Азии в региональные и глобальные производственно-сбытовые цепочки, а также устойчивого экономического роста и сокращения бедности в регионе. Однако, в обстановке продолжающейся гражданской войны в Афганистане реализация такого проекта видится неосуществимой, по крайней мере в ближайшее время.
Таким образом, Международная конференция высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности», предоставляет уникальную площадку для обсуждения наиболее актуальных вопросов, затрагивающих интересы двух регионов и заложит основу для долгосрочного экономического развития стран регионов, поспособствует решению социально-экономических и транспортно-коммуникационных проблем, а также внесет существенный вклад в обеспечение региональной безопасности.