К ВОПРОСУ О ТРАНСПОРТНО-ТРАНЗИТНЫХ УЗЛАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В КОНТЕКСТЕ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА КАСЫМ-ЖОМАРТА ТОКАЕВА НАРОДУ КАЗАХСТАНА

519
В Послании  президента Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» (1 сентября 2022 г.), Глава государства отметил актуальность укрепления транзитного потенциала страны. Так, в частности он подчеркнул, что «С учетом текущей геополитической ситуации Казахстан становится важнейшим сухопутным коридором между Азией и Европой. Нам нужно в полной мере использовать открывающиеся возможности и стать транспортно-транзитным узлом действительно мирового значения. Казахстан уже начал реализацию таких крупных проектов, как создание контейнерного хаба в Актау, развитие Транскаспийского коридора».
Действительно, в условиях, когда идет “специальная военная операция” России на Украине, попытки официального Вашингтона подтолкнуть на этот путь Пекин в его взаимоотношениях с Тайбэем, ставят перед руководством стран Центральной Азии множество проблем, обнажая по сути весь сложный комплекс «центральноазиатской многовекторности» с его плюсами и минусами.
Однако, геополитическая турбулентность открыла новые возможности для стран Центральной Азии и Казахстана, в частности. Так, наложенные на Россию экономические санкции, создали определенные проблемы для китайско-казахстанского железнодорожного коридора «Западный Китай – Европа», следующего транзитом через Россию и Беларусь, являющейся частью инициативы «Один пояс, один путь». С одной стороны, российский маршрут, который на протяжении десятилетий служил основным коридором между ЕС и Китаем, сталкивается с проблемами, поскольку введенные против Москвы санкции заставляют Пекин опасаться потенциальных негативных экономических последствий для китайской экономики. С другой, это создает благоприятные условия для альтернативных торговых коридоров. Одним из них является так называемый «Срединный” (Middle Corridor) или Транскаспийский коридор, через Центральную Азию и Кавказ. Например, в середине мая 2022 года по этому маршруту уже отправился первый поезд из Китая в Финляндию.
«Транскаспийский коридор», очень важен как для Китая, так и для Казахстана и стран Центральной Азии. Важную роль в реализации отмеченных маршрутов Пекин возлагает на Казахстан. Так, 24 июня текущего года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев по приглашению китайского лидера Си Цзиньпина принял дистанционное участие в Диалоге высокого уровня по глобальному развитию в формате «БРИКС+», где в своем выступлении лидер Казахстана особо отметил, что: «Казахстан мог бы сыграть полезную роль некоего “буферного рынка” между Востоком и Западом, Югом и Севером. В долгосрочной перспективе нам необходимо сохранить открытую, справедливую, взаимосвязанную и устойчивую глобальную экономику. Здесь я вижу большой потенциал инициативы “Один пояс – один путь”, открывающих новую эру роста и взаимодействия».
С одной стороны, «Транскаспийский коридор» призванный обеспечить удобную и экономичную доставку грузов из Европы в Центральную и Южную Азию, на Ближний и Средний Восток, воплощает в себе идею возрождения Великого Шелкового пути, тысячелетиями связывавшего народы Евразии (вспомним Марко Поло и его эпическое путешествие из Венеции в Китай в XIII веке – Е.Б.), с другой, является альтернативным сухопутным маршрутом между двумя центральными точками мировой экономики, т.е. Китаем и Европой, где разные страны и пункты соединятся друг с другом: коридор пролегает через Китай (порт Ляньюньган, г. Сиань), Казахстан (Актау / порт Курык), акваторию Каспийского моря, Азербайджан (Баку / порт Алят), Грузию (Батуми / порт Поти), в Турцию по железной дороге Баку – Тбилиси – Карс (Измит, Мерсин, Черкезкой) и далее в Европу (Польшу, Румынию и т.д.). Понятно, что война на Украине рано или поздно закончится. Однако, независимо от того, как она закончится, баланс сил, преобладавший в течение десятилетий после окончания холодной войны, изменится. И важнейшим элементом меняющегося геополитического ландшафта будут иметь транспортно-логистические коридоры на евразийском континенте, маршруты которых будут проходить через Центральную Азию и Казахстан в частности.
Сам по себе «Транскаспийский коридор» имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными транспортными маршрутами. По сравнению с Транссибирской магистралью, он короче на 2000 км и проходит через районы с более благоприятным климатом. По сравнению с традиционным морским путем, по этому маршруту можно доставлять грузы из Китая в Европу в три раза быстрее (15 дней). Кроме того, «Средний коридор» открывает большие возможности для грузоперевозок как в Азию, так и в Африку. Используя этот коридор, грузы из Восточной и Юго-Восточной Азии можно легко транспортировать на Ближний Восток, Северную Африку и Средиземноморье, используя портовые инфраструктуры стран-участниц. Естественно, что Поднебесная после начала российской “спецоперации” в Украине, прилагает активные усилия для ее функционирования и у Казахстана, как отметил Президент Казахстана, есть все возможности для превращения страны в контейнерного хаба на пути из Азии в Европу.
Казахстану необходимо усилить кооперацию как с Узбекистаном, так и с другими странами Центральной Азии, поскольку они также заинтересованы в налаживании надежной транспортно-логистической сети в регионе. Например, Узбекистан, кроме проектов строительства Трансафганской магистрали до пакистанского Пешавара и железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», также акцентирован на эффективное использование Транскавказского коридора, поскольку Узбекистану нужны альтернативные северным маршрутам пути выхода на крупные международные рынки. Здесь главным ориентиром являются Европа и Китай. При этом Узбекистан заинтересован в превращении страны в узловое звено международного транзита. Совместными усилиями Китай, Казахстан и Узбекистан могут решить имеющиеся проблемы и вместе реализовать приемлемые для них транспортные коридоры. Так, например, в августе 2022 года Китай, Казахстан и Узбекистан запустили новый грузовой железнодорожный маршрут, который соединит восточные провинции Поднебесной (г. Уси , провинция Цзянсу) с Центральной Азией.
Таким образом, война в Украине сместила глобальные грузопотоки в новых направлениях. В сложившихся обстоятельствах Транскаспийский транспортный коридор очень востребован. У Казахстана имеются хорошие возможности через Азербайджан, Грузию и Турцию торговать с Европой. При этом, на фоне торгово-экономических санкций против России, потенциал Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) очень велик, о чем говорит рост грузопотоков по этому маршруту.
В условиях, когда «Жизнь не стоит на месте, динамика глобальных процессов … ускоряется с каждым днем» (К.-Ж. Токаев), Казахстану и странам региона необходимо работать над формированием успешной Центральной Азии, где уважение и баланс интересов каждой из стран будет учитываться и дополняться в ходе дальнейшего сотрудничества.
Еркин Байдаров, ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова Комитета науки МНиВО РК
01/09/2022