КАЗАХСТАН И КИТАЙ В ПОТОКЕ ИСТОРИИ

1544

Как говорится в известной пословице: «Соседей не выбирают». В этой связи сам факт географического месторасположения между Европой и остальной Азией, говорит о том, что Республике Казахстан и Китайской Народной Республики суждено быть соседями и поддерживать тесные политические, экономические и культурно-гуманитарные связи. В век интенсивного межконтинентального общения, развития космической и на­земной коммуникации представить иначе прогресс без их активного и тесного взаимовыгодного сотрудничества, невозможно.

Естественно, что соседство двух крупных современных государств Евразии вызывает повышенной интерес к ним и у самих граждан, населяющих их. В связи с этим, необходимость воспроизводства казахско-китайских (китайско-казахских) отношений в широкой исторической ретроспективе и современных перспектив и соответственно ее значения для Евразии вызывает огромный интерес, поскольку дружественные отношения двух стран, набирают в настоящее время новые обороты и еще большую жизненную силу.

Сегодня же спустя 29 лет после установления дипломатических отношений между Казахстаном и Китаем (03.01.1992), приятно осознавать неуклонное укрепление взаимоотношений, развитие сотрудничества и совместном расширении горизонтов взаимодействия. Самое главное, укрепляется дружба между народами двух стран, что дает нам право с уверенностью ожидать успехи на пути к общему процветанию.

Казахско-китайские взаимоотношения имеют глубокие исторические корни. На протяжении последних нескольких столетий обе страны пережили периоды разнообразных политических взаимодействий. Были и периоды войн (борьба за «джунгарское наследство»), взаимной неприязни, недопонимания (в годы холодной войны и «культурной революции»), территориальные споры (пограничный конфликт на озере Жаланашколь в августе 1969 г.)[1] и др.

В годы после Второй мировой войны, естественно, что многие граждане советского Казахстана воспринимали Китай как враждебное государство, считая руководителей КНР «ревизионистами». Принимаемые решения руководителями Китая для развития промышленности и сельского хозяйства КНР расценивались как не отвечающие требованиям идей марксизма и ленинизма. Власти Китая в свою очередь считали, что решения ХХ съезда КПСС, являются антиленинскими и антинародными, а узурпировавшие власть в СССР «коммунисты», ведут великую Советскую державу к гибели (что, в итоге позже и случилось – Е.Б.).

На сегодняшний день двусторонние отношения между Китаем и Казахстаном показывают достаточный уровень торгово-экономических, политико-дипломатических и культурно-гуманитарных связей. Однако необходимо признать, что широкой казахстанской и китайской общественности в целом не известно, что столь тесное взаимодействие является прямым следствием более глубоких исторических отношений между кочевыми народами Центральной Азии и древними династиями Поднебесной, которые к сожалению, были забыты в силу драматических исторических событий в Евразии и являлись предметом изучения лишь в узкопрофессиональной среде.

Исходя из этого, презентацию книги «История развития дружеских отношений между Китаем и Казахстаном» («中国—哈萨克斯坦友好关系发展史»), состоявшейся 5 января 2021 года в Ланьчжоу, административном центре и крупнейшем городе провинции Ганьсу КНР можно назвать знаменательным событием, поскольку она охватывает более двухтысячелетнюю историю взаимоотношений между племенами и народами древнего, средневекового и современного Казахстана с жителями Поднебесной. Книга, которая была подготовлена исследователями Академии общественных наук провинции Ганьсу и казахстанского Центра по изучению Китая (Нур-Султан), стала одной из первых в серии книг по истории дружественных отношений между Китаем и странами вдоль Великого Шелкового пути. Выбор АОН провинции Ганьсу не случаен, так как именно провинция Ганьсу в силу своей географии играла важную роль в истории Великого Шелкового пути, сыгравший важнейшую роль в развитии экономических и культурных связей между народами Востока и Запада, выполняя роль медиатора и проводника в распространении и обмене культурами, знаниями, товарами, услугами, технологиями и т.д. Отсюда и высокий интерес к совместной истории.

Нынешние поколения имеют право узнать, что именно благодаря взаимовыгодным отношениям между кочевыми народами Страны Великой степи и жителями Китая, Great Silk Road получил столь всестороннее развитие, а это, в свою очередь, послужило прогрессу человечества, став по сути, прообразом глобализации, а исторические корни – источник и опора для развития двустороннего сотрудничества соседних государств –Казахстана и Китая, их мирного сосуществования.

Сам проект задумывался еще в 2016 году и изначально готовился к 25-летию Независимости Республики Казахстан и 25-летию дипломатических отношений РК и КНР, но в силу разных причин несколько лет работы ушло на подготовку единой версии, которая бы не вызывала никаких исторических и фактологических недоумений. И вот наконец-то столь нужное издание увидело свет, став хорошим подарком в канун уже 30-летия Независимости Республики Казахстан и 30-летия установления дипломатических отношений. Официальную презентацию книги в связи с начавшейся пандемией коронавируса долго откладывали. Но в начале 2021 года с изменением эпидемиологической обстановки в КНР книга все-таки была презентована и представлена широкой китайской общественности (пока только на китайском языке. В течении 2021 года книга будет издана на казахском, русском и английском языках – Е.Б.). К сожалению закрытые границы в период карантина COVID-19 не позволили казахстанской делегации принять участие в презентации.

Как отметил на презентации в Ланьчжоу президент АОН провинции Ганьсу Ван Фушэн «В отличие от книг по истории, часто составляемых в одной стране, книги редактировались аналитическими центрами из разных стран, ожидая повышения точности и признания со всех сторон»[2]. Следует отметить, что консультантом книги с казахстанской стороны (а также одним из соавторов книги, вместе с автором данной статьи и др.) выступила известный отечественный китаевед, профессор Клара Ш. Хафизова.

Согласно исследованиям историков, основанных на различных исторических и других источниках, известно, что жизнь племен и народов Великой степи, неразрывно связана с Китаем уходя своими истоками в раннежелезный век (Х-III вв. до н.э.). С древнейших времен оседлое население Китая находилось в контакте с представителями кочевой цивилизации. Несмотря на то, что часто такие контакты приводили к войнам, тем не менее, диалог цивилизаций взаимно обогащал народы и племена Евразии, нацеливая на мирное сосуществование. При этом следует подчеркнуть, что все племена и народы, проживавшие на просторах Страны Великой степи, могут рассматриваться как предки казахов, а казахи как исторические правопреемники кочевых империй, поскольку территория современного Казахстана была одним из центров бытия номадов древности, раннего и позднего средневековья.

В коллективной монографии предыстория китайско-казахских отношений начинается с доциньского периода[3]. Тогда на огромном пространстве между Тянь-Шанем, Алтаем и Тарбагатаем, Саянами и Хинганом на востоке и Карпатами на западе издревле пребывали кочевые народы, которые оставили нам в наследство богатую культуру, созвучную обычаям и традициям современных казахов. Это была великая эпоха племен, собирательно названых Геродотом скифами, а персами – саками.

Прохождение путей между Азией и Европой через Великую степь обусловило оживленную миграцию населения и межплеменных связей, а кроме того, имело результатом чрезвычайно сложную этническую ситуацию. Взаимные связи между Западным краем[4] и Великой Китайской равниной (на  территории которой находится современный Пекин) имеют длительную историю. Например, в «Жизнеописании Му-сына Неба» (Ранняя Цинь) описывается поездка правителя династии Чжоу (1122-256 гг. до н.э.) Му-вана (годы правления 976-922 гг. до н.э.) в западные территории (Сиюй) и поклонение богине Си-ван-му (西王母). Этот факт свидетельствует о том, что между Центральной Китайской равниной и Западными территориями в те далекие времена уже наметились хозяйственные и культурные связи, проложившие путь в Западные территории, ставшие позднее Великим Шелковым путем[5].

Казахский исследователь данного источника Клара Хафизова отмечает, что: «Этот источник («Му Тянь-цзы чжуань» – Е.Б.) со времени своего обнаружения вызывает многочисленные дискуссии и сомнения ученых разных стран. Как бы то ни было, в произведении отражено предание о прибытие одних из предков ханьцев – чжоусцев с Запада[6]. Выяснить точную локализацию района пока не представляется возможным, как и точный маршрут путешествия правителя на Запад. Однако, вне всякого сомнения, он находился в регионе Центральной Азии или на подступах к нему. Конечным пунктом путешествия вана Му некоторые китайские ученые считают Алтай и район озера Зайсан»[7].

Таким образом, следуя вышеназванному тезису о правопреемственности, мы приходим к выводу о почти трехтысячетней истории взаимоотношений между Китаем и странами Центральной Азии. Если говорить о истории Казахстана, то это относится к эпохе потестарной организации совместного бытия степняков – предков казахов «осевой эпохи» (VIII-III вв. до н.э.). Именно в тот период, как отмечал  К. Ясперс свершилось то, что было создано и придумано и чем чело­вечество живет, по сей день[8]. Поэтому современный мир требует зна­ния законов динамического состояния, так как идет процесс глобализации. Мы не должны ее бояться, ведь основу глобализации заложили именно кочевники «осевой эпохи» (М.М. Ауэзов).

В условиях современных провокационных дискуссий относительно суверенной территории Казахстана и так называемых «подарках» издание совместной китайско-казахстанской книги является весьма своевременной. Согласно китайским историкам, казахи издревле проживают на обширной территории в центре Евразии, которая сегодня сформировала границы суверенного Казахстана. Эти сведения присутствуют в китайских летописях и хранятся в их исторических архивах. Нам повезло в том, что Китай сохранил и свою историю, и историю всех своих соседей.  Благодаря им мы с полным на то основанием можем утверждать, что казахи (и народы/племена, которые в ходе этногенеза сформировали казахскую нацию в ее нынешнем виде) проживают на этой территории уже более 2 тысяч лет. В частности, китайскими историками отмечается, что наш народ еще с тех давних времен проживал от горных хребтов на Востоке до Каспия на Западе, от Семиречья на Юге до Сибири на Севере.   В этой связи утверждение о том, что Казахстану и казахам кто-то что-то подарил не соответствует действительности. Вся территория РК – это исконно казахская земля, где сегодня в мире и согласии проживает многонациональный народ Казахстана.

В книге нашли свое отражение взаимоотношения Поднебесной (династии Хань, Тан, Сун, Си Ляо (Каракитайское ханство), Юань, Мин, Цин) с такими древними и средневековыми государствами в истории Страны Великой степи как Усунь, Кангюй, Западно-Тюркский каганат, Караханиды, Казахское ханство. Повествуется о культурном симбиозе Танского Китая и тюрков — номадов Великой степи, а также многочисленных «бродячих сюжетов», кочевавших из одной культуры в другую…

Дается информация о путешествиях Чжан Цяня, Сюа́ньцзана, Цю Чуцзи (Чань-чуна), Марко Поло, Фу Аня и Чэнь Чэна. Рассказывается о возрождении Великого шелкового пути в Центральной Азии в период династии Мин. Следует отметить, что в этот период важную роль в торговле и функционировании Великого шелкового пути играли такие города как Каялык, Тараз, Отрар, Сыгнак (Сыганак), Яссы (Туркестан), Испиджаб (Сайрам) и др. Так, например, Чэнь Чэн оставил свои знаменитые сочинения: «Сиюй синчэн цзи» — дневник путешествия по странам Центральной Азии[9] и «Сиюй фаньго чжи» («Описание государств Западного края»)[10], где он отразил историческую обстановку в посещенных им государствах, записал много интересных сведений о рельефе местности, нравах и обычаях местного населения, местами освещал политическую, экономическую и культурную жизнь этих государств. В своих сочинениях он оставил интересные записи о посещении им Янъи (Тараза) и Сайлань-чэна (Сайрама) и других средневековых казахстанских городов, бывших важными перекрестками на Великом Шелковом пути. Из его сочинений мы узнаем, что караваны, следовавшие из Тараза обязательно останавливались в «Испиджабе и шли далее до Шаша (Ташкент) в глубь Мавераннахра»[11].

Цивилизационно-культурное взаимодействие и взаимовлияние племен и народов Казахстана со Срединным государством (Чжунго, 中國) не прерывалось и в период появления государств, созданных предками народов, которые издревле обитали в современных районах Западного Китая [как например, Яркендское ханство (Мамлакат-и Могулие)]. Открытие морских путей в Китай мало повлияло на значение его сухопутных маршрутов в регионе. Об этом свидетельствуют конные и чайные рынки XV-XVI веков.

Особое внимание в книге уделяется установлению дипломатических отношений Цинской империи с казахскими правителями (в частности, Абылай ханом), а также политическим и экономическим (торговля) аспектам сотрудничества Цинского Китая и Казахских ханств во второй половине XVIII–первой четверти XIX вв. В этот период казахи получали шелк, мату, чай, слитки серебра, бумагу, тушь для письма и личных печатей, другие предметы роскоши из Китая и его новых пограничных территорий. Чай и рис все шире стали входить в рацион их питания. В обмен на эти товары Китай стремился бесперебойно получать главный стратегический товар с древности до конца ХIХ века – коней.

В период с середины XIX – вплоть до конца 80 гг. ХХ века в силу определенных драматических процессов как на территории современного Казахстана, так и в Китае народы-соседи фактически не контактировали и не взаимодействовали между собой. В этот период, нам было навязано восприятие китайцев и Китая как нечто враждебного и чуждого. Такова была драматическая история, в которой смешалась геополитика, конкуренция больших империй и неоднократный масштабный передел мира в период XIX-XX веков. Период большого идеологического шора, когда переиначенная евангельская фраза по отношению к тем «кто не с нами, тот против нас» (которая с успехом применяется и сегодня) привела к забвению многих страниц истории, которая отражается и на современных отношениях (ксенофобия, синофобия и т.д.). Это привело к тому, что сегодня в Казахстане хорошо зная Россию, европейские страны, Турцию, Иран, Индию и т.д., но практически ничего не знают о Китае (быт, культура, менталитет и др.).

Страницы новейшей истории китайско-казахских отношений в книге начинаются с жизнеописания выдающегося китайского композитора Сянь Синхая (1905-1945), оказавшего огромное влияние на несколько поколений китайских музыкантов. Уроженец Макао, студент Парижской консерватории (1934-1935), активный участник антияпонского национального фронта последние пять лет своей короткой жизни провел в Алматы, где одна из улиц «южной столицы» носит его имя. Дружба Сянь Синхая с казахским композитором Бахытжаном Байкадамовым (1917-1977), стала примером, того, как музыка может проложить мост дружбы между двумя народами. Удивительным образом, более семидесяти лет спустя уже сын казахского народа Димаш Кудайберген, своим талантом и феноменальным музыкальным голосом влюбит в себя миллионы китайцев, которые с этого времени по-настоящему откроют для себя Казахстан, обратив свое внимание на нашу самобытную культуру и ее историю.

Поэтому официальное признание Китаем суверенного Казахстана и последующее подписание между нашими странами Соглашения о казахстанско-китайской государственной границе в 1990-2000 гг. можно назвать настоящим отражением исторических добрососедских и доверительных отношений между нашими народами.

Оба народа придерживаются мудрости, которая гласит, что «хороший сосед ближе дальнего родственника». В основе взаимопонимания казахов и китайцев – большая география, глубокая история, схожие ценности.  Примечательно, что очередное воссоздание континентального транспортного коридора в Евразии в современных условиях стало возможно вновь благодаря прагматичному взаимодействию двух стран.  Вовсе не случайно, что именно в столице Казахстана председатель КНР Си Цзиньпин в 2013 году объявил о строительстве Экономического пояса Шелкового пути. И Казахстан, как ответственный партнер Китая, играет ключевую роль в продвижении инициативы «Пояса и пути» в европейском и западно-азиатском направлении.

Сегодняшние страницы тесного и разнообразного сотрудничества между нашими народами также направлено на достижение новых успехов и результатов во имя устойчивого развития, стабильности и выгодного сотрудничества в Евразии. К тому же стремительное вхождение Китая в мировое сообщество усиливает его влияние на геополитическую ситуацию в мире. Изучение истории взаимоотношений Казахстана и Китая дает возможность проследить и глубже понять многие аспекты внутренней и внешней политики современного Китая. Естественно, что все это требует нового осмысления истории этих взаимоотношений, что также нашло свое отражение в данном коллективном труде.

На современном этапе казахстанско-китайские отношения по праву могут считаться моделью взаимовыгодного сотрудничества, достигшего уровня всестороннего стратегического партнерства, выстроенного с учетом долгосрочных приоритетов развития наших государств и во благо дружественных народов. Большую роль в поддержании высокой динамики двусторонних связей играет регулярный политический диалог между РК и КНР, личная дружба, регулярные контакты и взаимное доверие между лидерами двух стран, что придает важный импульс всему комплексу двустороннего сотрудничества.

Таким образом, издание книги «История развития дружеских отношений между Китаем и Казахстаном» – это первый совместный шаг научного осмысления отношений казахского и китайского народов в большом историческом цикле от Великого Шелкового пути до современной инициативы «Пояса и пути». Коллективная монография несмотря на использование множества исторических фактов и документов, все же не претендует на полноценный академический труд, поскольку изложен в научно-популярной форме. Книгу, изначально предназначавшаяся для большой читательской аудитории двух стран (прежде всего молодежи), следует воспринимать как некий пролог или введение к началу больших многолетних совместных исследований, которые раскроют нашу историю в деталях и дадут оценку двум тысячам лет соседства, отношений и взаимодействия.


[1] 4 июля 1998 года председатель КНР Цзян Цзэминь п Президент Казахстана во время третьего саммита «Шанхайской пятёрки» в Алматы подписали соглашение о передаче спорного участка Китаю.

[2] 5 января 2021 г. в Ланьчжоу состоялась также презентации  книги «История развития дружеских отношений между Китаем и Таджикистаном» / См.: http://gansu.gscn.com.cn/system/2021/01/05/012524706.shtml

[3] Империя Цинь – первое централизованное государство в Китае (221-202 гг. до н. э.). “…The collapse of the Western Zhou state in 771 BC and the lack of a true central authority thereafter opened ways to fierce inter-state warfare that continued over the next five hundred years until the Qin unification of China in 221 BC, thus giving China her first empire” // Early China a Social and Cultural History, Cambridge University Press, 2013, P. 6.

[4] Под Западным краем или Западными территориями имеются в виду территории современного Синьцзяна и граничащие с ней территории государств Центральной Азии

[5] Тянь Вэйцзин. История Синьцзяна. Пекин: Межконтинентальное изд-во Китая, 2001. С. 7.

[6] Как отмечает Балдаев Д.Ф. «… Среди тщательно отредактированных еще в прошлые века канонов, летописей и мифов сохранились моменты, как правило, «между строк», которые позволяют выдвигать определенные предположения. В частности, легенды о чжоуском Му-ване, а также мифы о Стрелке И (знаменитый герой китайской мифологии, часто называемый «китайским Гераклом» – Е.Б.). В обоих случаях присутствует мотив хождения на запад и поклонение там богине Си Ванму. Обращает на себя внимание, в первую очередь, сакрализация западной стороны как края мертвых, что, по этнофольклорным принципам, говорит о корнях народа, его происхождении, т.е. запад – страна предков. Затем, теоним Си Ванму, который, как правило, переводится как Мать-царица запада, однако такая интерпретация не совсем точна. Разбирая имя, выясняется, что Си переводится с китайского как «запад», а Ванму – редко употребляемая в современном китайском языке степень родства, означающая пра- или прапрабабку по мужской линии. Получается, Си Ванму – Западная прапрабабка – очевидный предок. Известно, что практически все мифотворчество, как и составление канонов, относится к эпохе Чжоу, следовательно, речь в первую очередь идет об этно- и культурогенезе чжоусцев — народа, впервые представившего культ Неба как официальную государственную доктрину и теорию осмысления политической истории» // См.: Балдаев Д.Ф. Генезис культа Неба в Древнем Китае. Дисс. … к.и.н.:  07.00.03 Всеобщая история (соответствующего периода). Улан-Удэ, 2006. 147 с.

[7] Хафизова К.Ш. Восточная и Центральная Азия в диалоге цивилизаций // Казахстан – перекресток взаимодействия цивилизаций. Ч.1. Алматы, 2007. С. 134.

[8] Ясперс К. Истоки истории и ее цель / Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. С. 31-32.

[9] Чэнь ЧэнСиюй синчэн цзи (Путевые записки, или Дневник путешествия в Западный край). Пекин, 1936.

[10] Чэнь Чэн. Сиюй фаньго чжи (Описание государств Западного края). Пекин, 1936.

[11] См.: Байтанаев Б.А. Древний Испиджаб. Шымкент-Алматы, 2003.

Еркин Байдаров

Кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Р.Б.Сулейменова, доцент факультета востоковедения КазУМОиМЯ им. Абылай хана, область интересов – культурно-цивилизационные и философские проблемы глобализации, история философии, история и культура народов Центральной Азии, политические процессы, а также социокультурные и этноконфессиональные отношения в странах Центральной Азии