ИНИЦИАТИВА ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ ПОДНЕБЕСНОЙ

677

Нет ничего удивительного в том, что с переизбранием на третий срок Председателя КНР Си Цзиньпина в марте 2023 года, Пекин внес соответствующие коррективы во внешнеполитическую доктрину Поднебесной. Так, например, мировое сообщество уже оповещено в том, что отныне Пекин будет продвигать формулу «сообщества единой судьбы человечества» сопрягая ее с Инициативой глобальной цивилизации, которую Председатель КНР предложил 15 марта текущего года в своем выступлении в рамках Диалога высокого уровня между КПК и другими политическими партиями мира.

Инициатива глобальной цивилизации неразрывно связана с деятельностью КПК во главе с Си Цзиньпином, заступившего на пост Генерального секретаря компартии Китая в 2012 году. После избрания Си Цзиньпина лидером китайских коммунистов, в КНР начался новый этап преобразований, позволившей Поднебесной выйти на новый уровень социально-экономического развития, что естественно привело к столкновению китайской цивилизации с вызовами новой эпохи. Одним из способов решения новых проблем стал результат использования цивилизационной идентичности, позволившей сохранить и КНР, и политическую власть КПК.

Сегодня Поднебесная готова не только продвигать формирование сообщества единой судьбы человечества, стимулировать демократизацию международных отношений, выстраивать более справедливое и рациональное глобальное управление, но и «отдавать китайскую мудрость и вариант в противодействии общим для человечества вызовам» (Цинь Ган), поскольку 5-тысячелетняя китайская цивилизация и модернизированное развитие страны позволяют им быть уверенными в себе. При этом Китай предоставил мировому сообществу новую модель модернизации, которая служит развивающимся странам ориентиром и по сути, новой формой человеческой цивилизации, которая позволяет преодолеть дилеммы в области развития человеческого общества и развеять миф формулы – «модернизация равна вестернизации».

Идея, что в Китае создана новая цивилизация, более совершенная, чем все прочие, была закреплена на прошедшей в ноябре 2021 года 6-ом пленуме ЦК КПК 19-го созыва. Сформулированная в краткой форме в принятом по итогам пленума коммюнике эта любопытная мысль звучит так: «Под руководством КПК китайский народ успешно открыл китайский путь модернизации, создал новую форму человеческой цивилизации, проложил развивающимся странам новые пути к модернизации» [1]. В опубликованной через несколько дней «Резолюции ЦК КПК об основных достижениях и историческом опыте столетней борьбы партии» она была изложена уже более развернуто: «В течение прошлого столетия КПК боролась как за счастье китайского народа и возрождение китайской нации, так и за прогресс человечества и великое единение мира, своей неустанной борьбой существенно изменила тенденцию мирового развития и мироустройство. Партия, ведя за собой народ, успешно сформировала китайскую модель модернизации, создала новую форму человеческой цивилизации, открыла развивающимся странам новые пути к модернизации, предоставила совершенно новые альтернативы странам и нациям, стремящимся ускорить своё развитие и желающим сохранить собственную независимость» [2].

Как отмечает российский китаевед Александр Лукин, эта «новая модель цивилизации отражает гордость китайского руководства, его уверенность, что достигнутые успехи позволяют ему если не определять судьбы мира, то говорить, что китайский пример можно взять за образец». Пекин демонстрирует, что китайская цивилизация не просто одна из многих, но превосходит другие по опыту развития экономики, что, например, показал позитивный результат борьбы с пандемией COVID-19. Таким образом, по мнению А. Лукина, эта концепция — возвращение прежней китаецентричной системы миропорядка, где Китай превосходит другие страны, прежде всего по культурному уровню, и находится в центре мира [3].

Тем не менее идея об уникальности китайской цивилизации очевидна. Об этом говорит и сам Председатель Си Цзиньпин, отмечавший в речи, посвященной столетию КПК, что новый тип человеческой цивилизации создан в Китае как результат строительства социализма с китайской спецификой и скоординированного продвижения материальной, политической, духовной, социальной и экологической цивилизации [4]. Сами же китайские эксперты называют это как «путь комплексного развития цивилизации», рекомендуя «китайский проект государствам и нациям мира, стремящимся найти лучшую общественную систему» [5].

Каковы же основные соображения, по которым Поднебесная выдвинула Инициативу глобальной цивилизации?

В условиях геополитической турбулентности в сфере международных отношений вслед за пандемией, где острые проблемы региональной безопасности возникают одна за другой, а различные традиционные и нетрадиционные угрозы безопасности накладывают свои последствия, Пекин предоставил международному сообществу новую Инициативу («вдогонку» за Инициативой по глобальному развитию и Инициативы по глобальной безопасности – Е.Б.), которая направлена на продвижение обменов и взаимного обучения между цивилизациями, на продвижение прогресса человеческой цивилизации и вливание сильной позитивной энергии в продвижение процесса модернизации человечества и содействие построению «сообщества единой судьбы человечества».

В современном мире, где переплетаются и накладываются многочисленные вызовы и кризисы, разрыв в развитии обществ непрерывно увеличивается, экологическая среда продолжает ухудшаться, процесс модернизации человеческого общества вновь оказался на перекрёстке истории. В такой ситуации, снова проходя через испытание, развивающиеся страны сталкиваются с философским вопросом «Что делать?». Новая форма человеческой цивилизации предлагаемая Поднебесной всему мировому сообществу посредством Инициативы глобальной цивилизации ориентирована на историю, придавая важное значение разнообразию и наследию цивилизаций; ориентирована на будущее, уделяя особое внимание содействию людям со всего мира узнавать друг друга и совместно содействовать развитию и прогрессу человеческой цивилизации; ориентирована на реальность, призывая различные страны и цивилизации работать сообща ради решения глобальных проблем, которые имеют важное значение для будущей судьбы человечества.

Основное содержание Инициативы глобальной цивилизации составляют «четыре предложения» Си Цзиньпина:

— Необходимо совместно выступать за уважение многообразия мировых цивилизаций, отстаивать равноправие, взаимное обучение, диалог и инклюзивность между цивилизациями, преодолевать межцивилизационные барьеры за счет обменов, преодолевать столкновение цивилизаций за счет взаимного обучения, преодолевать превосходство цивилизаций за счет инклюзивности;

— Необходимо совместно выступать за распространение общих ценностей всего человечества. Мир, развитие, равенство, справедливость, демократия и свобода являются общим стремлением народов всех стран. Необходимо с широким сердцем понимать восприятие содержания ценности в различных цивилизациях, не навязывать другим свои ценности и модели, не заниматься идеологической конфронтацией;

— Необходимо совместно отстаивать важность цивилизационного наследия и инноваций, полностью изучить современную ценность истории и культуры всех стран, а также способствовать творческому преобразованию и инновационному развитию выдающихся примеров традиционной культуры всех стран в процессе модернизации;

— Необходимо совместно выступать за укрепление международных гуманитарных обменов и сотрудничества, обсуждать вопрос о создании глобальной сети диалога и сотрудничества между цивилизациями, обогащать содержание обменов, расширять каналы сотрудничества, содействовать сближению сердец народов разных стран, совместно содействовать развитию и прогрессу человеческой цивилизации [6].

Как мы видим, Инициатива создает новую мировую обстановку культурных обменов, культурной интеграции и связей между странами и народами, содействует цивилизованным обменам и взаимообучению, а также вносит новый, еще больший вклад в продвижение мира и развития всего человечества.

Инициативы глобальной цивилизации имеет важное значение как для развития китайско-казахстанских (казахстанско-китайских), так и для китайско-центральноазиатских отношений, вступивших в 2023 году в новое «золотое тридцатилетие», совместно углубляя и укрепляя как взаимное политическое доверие, так и всестороннее стратегическое сотрудничество в рамках многосторонних механизмов, таких как ООН, ШОС, диалоговой платформы «Китай + Центральная Азия» в целях совместной защиты суверенитета, безопасности и интересов развития государств.

В этом аспекте, китайское руководство принимает теорию множественности цивилизаций, развивающихся различными путями. Если сегодня, эта теория возникла как критика европоцентристских моделей развития, появившихся в рамках общей парадигмы эпохи Просвещения, то в прошлом, в период исторического становления Поднебесной, она воспринимала остальную Ойкумену, как «многоцветие» цивилизаций. Так, согласно исследованиям известного казахстанского синолога Клары Хафизовой, еще три тысячи лет назад в период династии Чжоу в Поднебесной был провозглашен приоритет цивилизации (культуры – «вэнь хуа»). Очевидно, этим принципом руководствовался правитель Западного Чжоу – Му-ван (10 в. до н.э.)  совершивший знаменитое путешествие в «Западные территории» – Сиюй (современная территория СУАР КНР и стран Центральной Азии – Е.Б.), о чем сообщает древнекитайский источник «Му Тянь-цзы чжуань». «Отсутствие пренебрежительных характеристик чужеземцев в «Му Тянь-цзы чжуань» свидетельствует о понимании чжоусцами цивилизации как гармоничного сосуществования народов с разными обычаями» [7, с. 89].

Как отмечает К. Хафизова в поведении чжоуского правителя не проявлялось и тени превосходства по отношению к племенам Центральной Азии, что было характерно в эпоху династии Хань на рубеже тысячелетий. «Более того, он повсюду демонстрирует уважение и почет местным правителям и поклонение их божествам. Это свидетельствует не только о добрых отношениях дома Чжоу с владетелями разных земель, но и о космополитичности этого дома, возможно имеющего западные корни и помнящего об этом. Как и о том, что было воспринято от западных племен» [7, с. 89-90]. Впоследствии каждая китайская династия (в том числе и династии завоевателей Китая) находили и способствовали продолжению диалога цивилизаций Восточной и Центральной Азии. Здесь следует вспомнить путешествие Чжан Цяня в эпоху Хань (139 г. до н.э. и 116/115 гг. до н.э.), Сюань Цзана в эпоху Тан (629-645), праведного даоского монаха Чан Чуня (1221- 1223) и др. Минские и цинские посольства продолжили эту многовековую практику Китая, несмотря на то, что пути «на запад» «пролегали через малообитаемые районы, степи и пустыни, высокие горы и быстрые реки» и где «проживали кочевые народы со своей своеобразной культурой, открытой как Западу, так и Востоку» [7, c. 90].

Этот исторический экскурс в прошлое Поднебесной, показывает, что КПК хочет сказать, в мире существуют не только различные типы цивилизаций, но и некая единая «человеческая цивилизация», в развитие которой «китайская нация как древняя и великая нация мира» внесла «немеркнущий вклад», создав «блестящую цивилизацию с более чем пятитысячелетней историей», которая в силу исторических обстоятельств в XIX веке «покрылась пылью» из-за вторжения западных держав и феодального правления. Заслуга же КПК состоит в её возрождении, продолжении традиций и создании на её основе «новой человеческой цивилизации», цивилизации нового типа [8].

В тоже время, Инициатива глобальной цивилизации, с опорой на «новую цивилизационную идеологию» на фоне грандиозных экономических успехов Поднебесной, это новый шаг к отходу от внешнеполитической доктрины Дэн Сяопина, где Чжуннаньхай (резиденция КПК – Е.Б.) извещает всему миру, что Китаю больше нечему учиться у других, а наоборот, миру пришло время вновь поучиться у Поднебесной.

Таким образом, Инициатива глобальной цивилизации, обращенная к мировому сообществу, показывает, что отныне внешняя политика КНР от стратегии «не высовываться» (Дэн Сяопин) в мировой политике, переходит к более активному участию Поднебесной в решении глобальных проблем человечества.

 

Источники и литература:

  1. Коммюнике 6-го пленума Центрального комитета Коммунистической партии Китая //Синьхуа / http://russian.news.cn/2021-11/11/c_1310305235.htm, 22.11.2021.
  2. Полный текст «Резолюции ЦК КПК об основных достижениях и историческом опыте столетней борьбы партии» // Синьхуа / http://russian.news.cn/2021-11/16/c_1310314781.htm, 16.11.2021.
  3. Дорожная карта будущего: какую политику нужно проводить России на восточном направлении // https://daily.hse.ru/post/635 , 24.10.2022.
  4. Си Цзиньпин. Речь на торжественном собрании по случаю 100-летия со дня основания КПК // Синьхуа / http://www.xinhuanet.com/politics/2021-07/15/c_1127658385.htm,15.07.2021.
  5. 曾楠 [Цзэн Нань]. 中国式现代化新道路的文明高度 [Цивилизационная вершина нового пути модернизации с китайской спецификой] // Жэньминьван / http://theory.people.com.cn/n1/2021/1102/c148980-32271299.html, 02.11.2021.
  6. Си Цзиньпин принял участие в диалоге высокого уровня между КПК и другими политическими партиями мира и выступил с программной речью // http://ru.china-embassy.gov.cn/rus/zgxw/202303/t20230317_11043732.htm , 16.03.2023
  7. Хафизова К. Династия Чжоу и Центральная Азия в диалоге цивилизаций // Хафизова К. Диалог цивилизаций на Шелковом пути (исторические сюжеты): Монография. – Астана: «Ғылым» баспасы, 2015. – С. 80-90.
  8. Лукин А.В. Концепции «китаизации марксизма», «новой формы человеческой цивилизации» и «государстваFцивилизации» в современном китайском идеологическом дискурсе // Российской китаеведение. 2023. №1 (2). С. 71-99.

Еркин БАЙДАРОВ, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник

Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова Комитета науки МНВО РК