Еркин Байдаров: На интеллектуальное сообщество тюркских государств сегодня возлагаются большие надежды – ИНТЕРВЬЮ

676

Интервью Vzglyad.az с ведущим научным сотрудником казахстанского Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова МНВО РК, доктором философии Еркином Байдаровым.

– Какой вклад вносят сегодня тюркские страны в мировую цивилизацию? Какая история тюркоязычных стран сегодня пишется?

– Тюркские страны и народы, как и прежде вносят свой вклад в мировую цивилизацию. Это касается всех сфер бытия человечества: от политики, экономики до культуры и науки и т.д. Это и неудивительно, поскольку летопись человеческой цивилизации по крайней мере последних двух тысяч лет непосредственно связана с историей и культурой тюрков. Однако этот вклад в силу разных причин не всегда равномерен, чему есть рациональное объяснение. Это и различия в политических системах государств, уровнях экономики и ВВП тюркских стран, в сфере образования и науки, культурных феноменов и т.д. Эти существующие барьеры отчасти связаны со сложными процессами культурно-цивилизационного самоопределения современных тюркских государств, что часто проявляется в противопоставлении социотворческих преимуществ тюркской номадической и тюркской оседлой культур, подпитывающей в определенной мере чувство недоброжелательности, что ведет нередко к усилению тенденции взаимного отчуждения. Зачастую поощрение такого опыта взаимного отчуждения идеологами тюркских стран выглядит парадоксальным и непрагматическим. Распространение такой мифологической волны примордиалистского национализма в пространстве тюркской цивилизации, иногда мешает диалоговому характеру взаимодействия тюркских стран и народов.Поэтому каждая современная тюркская страна пишет свою историю. Но тем не менее, интеграция тюркских стран в последние годы свидетельствуют о том, что тюркские интеллектуалы заинтересованы в том, чтобы донести до тюркских народов мысль, что нас объединяют общие истоки, а также история и культура. В этом отношении, как положительный факт следует отметить инициативу Международной Тюркской Академии (Астана) о включении в школьную программу тюркских государств учебника общей тюркской истории, а также географии и литературы тюркского мира. Данное решение было подписано министрами образования пяти тюркских государств (Турция, Казахстан Азербайджан, Узбекистан, Кыргызстан) летом текущего года. Если до этого общая тюркская история преподавалась в качестве факультатива в школах Азербайджана, Турции и Казахстана, то теперь в качестве школьного предмета она будет изучаться также и в Узбекистане и Кыргызстане. Благодаря этим книгам школьники смогут более детально узнать историю тюркских народов, а также изучить географию независимых тюркских стран, иметь чёткое представление об общих культурных ценностях братских народов.

Благодаря этому и другим важным решениям в этом направлении, мы можем надеяться, что в историю тюркоязычных стран еще будут вписаны новые открытия, которые позволят по-новому взглянуть на нашу общую историю, по-новому оценить вклад тюрков во всемирную историю и в духовную сокровищницу человечества и т.д.

Поэтому на интеллектуальное сообщество тюркских государств сегодня возлагаются большие надежды, поскольку именно от них во многом зависит, будет ли история тюрков для наших стран общей историей или же всего-навсего, историей другого тюркского государства и не более того…

– Каким может быть вклад тюркских стран в мировую цивилизацию в будущем, на ваш взгляд?

– Как я уже отметил выше, две с лишним тысячи лет истории человечества не прошли без участия тюрков. Здесь на память приходят установки китайской цивилизации о том, что «позади пять тысяч лет истории и впереди столько же». Поэтому безусловно то, что вклад тюркских стран и народов в мировую цивилизацию в будущем будет продолжаться и никто не остановит этот процесс.

Однако мы должны ясно представлять, что этот вклад не возможен без политических и экономических реформ в тюркских странах (Центральная Азия и Кавказ), где имеются определенные проблемы в вопросах модернизации всех сфер жизнедеятельности общества. Одной из них является наука и образование, в прошлом игравшие важную роль в развитии тюркских государств эпохи раннего и классического средневековья.

Мы должны понять, что современный мейнстрим позволяет адаптировать новые цели и задачи, стоящие перед наукой и образованием под конкретные изменения. Поэтому современная тенденция переосмысления роли науки и образования состоит в стремлении активно включить их в канву новой жизни с учетом процесса модернизации, которая и должна стать стратегической целью социальной трансформации тюркских сообществ Центральной Азии и Кавказа. Так, например, соединение ценностей модернизации с национальной культурной самобытностью и стремлением с помощью науки и образования реализовать оптимистический сценарий путей вхождения в современную цивилизацию, доказало свою жизнестойкость в ходе модернизации ряда азиатских стран Восточной и Юго-Восточной Азии – Китая, Японии, Южной Кореи, Сингапура, Малайзии, где за довольно короткий отрезок времени ими был совершен гигантский скачок в социально-экономическом развитии. Стремление преодолеть исторически сложившуюся изоляцию от остального мира, отставание от достижений технологического прогресса трансформировались в устойчивую культурную мотивацию к модернизации. В экономике это вылилось в развитие современных отраслей промышленности, в развитие высокотехнологичных сфер производства, в активную поддержку научных исследований.

Здесь уместно привести слова выдающегося просветителя тюркских народов Евразии Исмаила Гаспринского, отмечавшего по этому поводу, что: «Нация, без науки и современных технологий постепенно исчезнет под давлением других цивилизованных народов. Это называется войной за жизнь. Орудием этой бескровной войны является профессия, промышленность, знание и наука». Если в тюркских страна эти слова выдающегося гуманиста будут забыты или проигнорированы, то вклада тюркских стран и народов в мировую цивилизацию в будущем, может и не состоятся.

– По вашему мнению, какое будущее уготовано для тюркских стран? Каким вы видите будущее Организации тюркских стран?

– Преобразование Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ) в Организацию тюркских государств (ОТГ) еще раз показало, что современные тюркские государства нуждаются в поддержке друг друга. Этническая и культурная общность тюркских стран и народов — это не пустой звук. Лидеры тюркских государств это прекрасно осознают, как и большая часть граждан тюркской ойкумены.

Будущее Организации тюркских государств мне представляется дуалистично. Если страны сумеют избежать перетягиваний лидерских амбиций на себя и считаться с интересами друг друга, не противопоставляя тюркской идентичности национальную идентичность с претензией на ее исключительность как наиболее «древнейшей» и «культурнейшей», то Организацию ждет хорошее будущее, поскольку все тюркские государства должны рассматриваться равными среди равных. Если же этого избежать не удастся, то ее ожидает короткий исторический отрезок времени, и она станет просто очередной исторической строкой в летописи человечества. При этом ОТГ ждут впереди различные геополитические «капканы», которые будут им устраивать противники тюркского единства.

Организация тюркских государств должна быть готовой к этому и весьма осторожно вести себя с теми государствами, которым это единство мешает установить свои «правила игры» в отношении тюркского мира. Тюркским странам и народам следует и дальше плодотворно и многоаспектно сотрудничать друг с другом не только потому, что эти страны близки им по историко-культурным параметрам, но и потому, что это выгодно. Если же иметь в виду мою страну, то Казахстан для тюркского мира – это окно на Восток, в свою очередь Турция, как самая западная часть тюркского мира – окно на Запад, и тесное сотрудничество между родственными странами неизбежно. Главное учитывать интересы друг друга…

Сеймур МАМЕДОВ

Источник: https://vzglyad.az/mobile/news.php?id=222068&lang=ru