ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ГЛОБАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ НА БЕЗОПАСНОСТЬ КАЗАХСТАНА И СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

763
Глобальная трансформация всех аспектов жизнедеятельности человечества затронула и сферу безопасности, которая заключает в себе основные элементы «защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз» [См.: Безопасность // Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х томах. Т. I (А – И) (издание третье, переработанное и дополненное); под общей ред. В.А. Пучкова / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015. С. 119]. Развитие технологий (в том числе военных) влечет экономические перемены, фундаментально меняется политика, по-иному формируются альянсы, а та или иная общественная система подвергается разрушающему воздействию турбулентных волн, порожденных политическими событиями и процессами последних лет, несущих мировому сообществу определенный дискомфорт и ставящих под сомнение сложившийся миропорядок. К тому же последние два-три года прошли под жестким сценарием пандемии COVID-19, которые оказали негативное влияние на продовольственную безопасность стран Азии и Африки, на усиление бедности и неравенства в странах Востока, на выбор новых моделей экономического развития этими странами.
В данной ситуации конструктивный диалог для обеспечения безопасности Казахстана и стран Центральной Азии невозможен, если не будут приняты во внимание базовые элементы национальной безопасности, от которых во многом зависят экзистенциальные потребности того или иного государства и их дальнейшее развитие: физическое здоровье, численность населения, процент в его среде трудоспособного населения (популяционные ресурсы); богатство территории проживания природными ресурсами (природные ресурсы); качество технической и технологической системы общества (технологические ресурсы); качество образования и науки в обществе (интеллектуальные ресурсы); характер и качество нравственной системы ценностей (духовно-культурные ресурсы).
При этом в защите национальных интересов в вопросах национальной безопасности мировоззренческий фактор является решающим, так как для Казахстана и стран Центральной Азии, объединенных общим историко-культурным наследием, основными направлениями обеспечения национальной безопасности наряду с духовной безопасностью, являются защита и сохранение цивилизационных матриц и своего национального кода, культурных традиций и норм общественной жизни, формирование независимой государственной политики (внутренней и внешней), отвечающих как национальным интересам страны, так и воспитанию патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу и т.д. В тоже время безопасность как Казахстана, так и стран Центральной Азии под воздействием глобализации тесно связана с другими видами общественной безопасности и, прежде всего, с информационной безопасностью. Именно информация, формируя смысловые пространства, влияет на взгляды и установки общества, создает условия для изменения ведущих ценностных ориентаций, определяет приоритеты развития социума. Так, например, однобокое освещение войны в Украине, бесконтрольное вещание пропаганды российских СМИ показывают наличие серьезных проблем в обеспечении независимости информационного поля Казахстана, что требует соответствующего внимания, поскольку фактор «пятой колонны» никто не отменял.
В этом вопросе Казахстану и ее соседям по региону необходимо выработать единую стратегию по формированию общего информационного пространства, где общность культуры и единой судьбы народов Центральной Азии стала бы тем инструментом, с помощью которой можно было бы донести до сознания граждан региона важные духовно-составляющие элементы центральноазиатской цивилизации. Возможно для начала необходимо создание единого информационно-новостного, а также информационно-образовательного каналов, которые бы могли знакомить сообщества стран региона с происходящими событиями и процессами, а также с богатым историко-культурным и духовным наследием народов Центральной Азии.
События последних лет, свидетельствуют о том, что мир меняется. Энтропия в сфере международных отношений переходит к многополярности, где судьбы человечества решаются не в одной и двух мировых столиц, а сообществом солидарных наций, что вселяет определенную надежду и уверенность за будущее планеты.
В этих условиях оценка влияния последствий глобальных трансформаций на построение конструктивного диалога для обеспечения безопасности Казахстана и стран Востока приобретает определенную актуальность. Тут следует отметить, что Казахстан в своей внешнеполитической деятельности старается внести свой вклад в решении данного вопроса. Инициативы Астаны и руководства Казахстана воспринимаются положительно мировым сообществом, превращая Страну Великой степи в своего рода медиатора по линии Запад – Восток, Восток – Запад.
То, что современный мир вступил в опасный период серьезного обострения международной ситуации, говорят и методы санкционного давления, что уже ощутили на себе ряд крупных держав, а также конфронтационные подходы к решению узловых глобальных проблем. При этом санкционному давлению подвергаются как страны агрессоры (Россия), так и страны, чье экономическое процветание и идеологические приоритеты (Китай) вызывает ситуацию фрустрации у ряда западных стран и их сателлитов, открывая путь конфронтации и вражды, превращая мировое сообщество в заложников чьих-то интересов.
Другой отличительной чертой современной эпохи стал острый дефицит взаимного доверия, когда страны-соседи и страны-союзники не могут прийти к компромиссу в решении спорных вопросов, используя «маленькие войны» для отвлечения внимания своих граждан от внутренних проблем и усиления собственной власти на фоне патриотических чувств и формирования образа врага. В этих условиях крайне важной представляется задача укрепления взаимного доверия, равноправного и открытого диалога, поскольку конфронтационность не способствует решению имеющихся проблем, а только способствует росту недоверия и взаимной вражды.
Современное человечество в очередной раз вступило в критически важное для человечества время, где мир в целом, вступил в новый период растущей геополитической конфронтации, когда давно сложившаяся международная система, зиждущаяся на порядке и ответственности, сдает позиции перед хаосом и непредсказуемостью, а глобальная система сдержек и противовесов не сумела сохранить мир и стабильность. Это приводит к тому, что архитектоника безопасности сходит на нет, где взаимное недоверие между мировыми державами только нарастает, а новый виток военных конфликтов ставит мир перед угрозой применения ядерного оружия, что только усиливает необходимость конструктивного диалога для обеспечения безопасности в глобальном масштабе.
Как правильно отметил на Общих дебатах в рамках 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев (сентябрь 2022 г.): «Новые линии раскола создают искусственные барьеры и экономическую изолированность. Экономические и политические санкции стали «новой нормой», разрушающей цепочки поставок, которые обеспечивают продовольственную безопасность, тем самым создавая угрозу для миллионов людей, в особенности для уязвимых сообществ. Данные трудности лишь усугубляют текущие вызовы, связанные с растущей инфляцией, потерей рабочих мест и страхом перед спадом в мировой экономике, для развивающихся стран, в частности. Эти потрясения в конечном счете всерьез препятствуют действию срочных мер, реализацию которых мы все согласовали для борьбы с изменением климата и поддержки устойчивого развития».
Для построения конструктивного диалога, мировому сообществу казахстанский лидер предложил переосмыслить связь между тремя исконными принципами: принципом суверенного равенства государств, принципом территориальной целостности государств и принципом мирного сосуществования государств. «Эти три принципа являются взаимозависимыми. Соблюдение одного из этих принципов означает соблюдение двух других. Нарушение одного из них означает нарушение двух других. При ослаблении глобального режима разоружения, как обычного, так и ядерного, три этих принципа оказываются под угрозой. И наоборот, соблюдение всех трех принципов ведет к их усилению. Вместе они представляют собой основу для расширенного межгосударственного сотрудничества на каждом из уровней: субрегиональном, региональном и глобальном. Это дивиденд глобального благополучия». Инклюзивность, многосторонность и добрая воля, это то, в чем нуждается сегодня и Казахстан, и страны Центральной Азии, и мировое сообщество в целом. Однако для ее реализации одного желания мало. Только совместными усилиями сообщества солидарных наций возможно преодолеть вызовы ХХI века.
Человечеству необходимо перейти от простого реагирования на глобальные вызовы и кризисы к их предотвращению и улучшенному прогнозированию возникающих тенденций, а также интеграции наших оценок в рамках стратегического планирования и выработки политических курсов. Так, например, Казахстан при поддержке стран Востока предлагает решение этих проблем используя платформу Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Оценивая сложившуюся ситуацию, Казахстан в контексте новых вызовов и угроз надеется на трансформацию СВМДА в полноценную международную организацию. Состоявшийся 12-13 октября 2022 г. в Астане VI-й Саммит СВМДА при поддержке Китая, Индии, Турции и других азиатских стран, безусловно будет способствовать как развитию, так и его дальнейшему преобразованию в авторитетную международную организацию. Устойчивые, здоровые и стабильные отношения Казахстана и других азиатских стран на пользу не только нашим народам, а также региону и всему миру. Только так мы можем наладить честный диалог между Востоком и Западом, а также установить новую глобальную парадигму безопасности, основанную на принципах взаимного доверия и многостороннего сотрудничества.
Учитывая текущую кризисную ситуацию и усиление геополитического противостояния, крайне необходимо вести работу по ослаблению международной напряженности и предотвращению конфликтов. Здесь особо следует отметить роль Центральной Азии, которая уже не является периферией в сфере международных отношений, а регионом с широкими возможностями для международного сотрудничества, где происходит фундаментальный геополитический сдвиг, в результате которого осуществляется переформатирование роли ряда мировых и региональных держав по отношению к региону с одной стороны, и новые отношения с ними, с другой. В совокупности эти изменения приведут к геополитической переориентации региона с Европы и США на азиатские страны.
Совместно со странами-соседями по региону необходимо и дальше продолжать курс на усиление политического взаимодействия и углублению экономических связей в целях дальнейшего развития региона, стремиться к поддержанию добрососедских отношений и к диверсификации нашего сотрудничества. Данный тезис основывается на значительных природных и сельскохозяйственных ресурсах, человеческом капитале и транзитном потенциале Центральной Азии, так как регион является буферным рынком между Востоком и Западом, Югом и Севером.
В целях обеспечения экономической стабильности, от которой во многом зависит политическое и социально-экономическое благополучие стран Центральной Азии, важным является создание условий для бесперебойной поставки через территорию региона товаров из стран Восточной и Юго-Восточной Азии в Европу и страны Ближнего Востока. Так, например, наложенные на Россию экономические санкции вследствие «специальной военной операции» в Украине, создали благоприятные условия для альтернативных торговых коридоров, одним из которых является так называемый «Срединный коридор» (Middle Corridor) или Транскаспийский транспортный маршрут, через Центральную Азию и Кавказ.
Казахстану в этих условиях целесообразно оказать содействие Европейскому союзу для его сближения с Китаем и возможного вхождения в связи с этим в совместно реализуемые РК и КНР проекты транспортно-логистического характера. «Такой подход, – как отмечает казахстанский эксперт в вопросах интеграции «ЕС – Центральная Азия» Андрей Чеботарев, – отвечает задачам республики по наращиванию своего транспортно-транзитного потенциала, а также многовекторного принципа своей внешней политики. Казахстан также способен взять на себя роль модератора для обсуждения с другими республиками Центральной Азии тех или иных вопросов внутрирегионального характера, где усилий и возможностей ЕС недостаточно» [Чеботарев А.Е. Стратегия Европейского Союза в Центральной Азии: новые контуры и возможные перспективы: аналитический доклад. – Астана, 2016. С. 3].
Казахстану и странам Центральной Азии необходимо и дальше продолжать совместную работу для решения вопросов актуальной региональной повестки, которые включают проблемы изменения климата, Аральского моря, рационального использования водных ресурсов, делимитации границ, борьбы с экстремизмом и расширения внутрирегиональной торговли. Так, предложение Казахстана открыть Региональный центр ООН по ЦУР для Центральной Азии и Афганистана в городе Алматы, получило поддержку со стороны многих стран Востока. Страны Центральной Азии, а также Южной Азии, Ближнего и Среднего Востока хотели бы видеть будущий Афганистан по-настоящему независимым, нейтральным, единым, процветающим государством, поддерживающим мирные взаимоотношения с соседними странами. Однако одного желания недостаточно. Поэтому поддержка сложного процесса формирования государственности в этой стране, в том числе через оказание ей гуманитарной помощи, представляется на сегодняшний день первостепенной важностью.
Другим не менее актуальным вопросом для безопасности Казахстана и стран Востока является фактор религии. В сентябре 2022 года в Казахстане (Астана) был успешно проведен VII Съезд лидеров мировых и традиционных религий, которая еще раз показала важность религиозной терпимости, диалога и мирного решения вопросов («Алланың өзі де рас, сөзі де рас, Рас сөз ешуақытта жалған болмас» / Абай). Казахстан, как и прежде «готов строить мосты и предоставлять площадки для диалога, когда это необходимо» (К.-Ж. Токаев). Межконфессиональный диалог и религиозная толерантность, которая всегда была присуща восточной цивилизации (даже несмотря на факты религиозной нетерпимости в Сирии со стороны исламских фундаменталистов по отношению к иезидам или буддийских монахов в отношении мусульман рохинджа в Мьянме), в условиях современных стохастических процессов должна еще больше привлечь внимание всего мирового сообщества, возродив гуманистические идеи эпохи Восточного (IX-XII) и Европейского Ренессанса (XIV-XVI вв.), когда человек был провозглашен высшей ценностью, что требует от всех нас ответственности за наше будущее. Таким образом, построение более безопасного, устойчивого и процветающего глобального общества, должно стать доминантой развития человечества в XXI веке.
В заключении стоит отметить, что в условиях формирования полицентричной модели мирового устройства Центрально-Азиатский регион с его природным потенциалом и стратегическим положением на перекрестке между Севером и Югом, Западом и Востоком детерминирует внешнеполитическую активность глобальных и региональных игроков, стремящихся расширить сферы своего влияния. В этом контексте усиливаются противоречия между США и Китаем, между странами «коллективного Запада» и Россией в Центральной Азии. Развитие ситуации в регионе во многом будет определять новую расстановку сил на мировой арене и контуры будущего мирового порядка. Поэтому в формирующейся новой мирополитической реальности страны Центральной Азии должны стремится к формированию такой модели взаимоотношений с ведущими центрами силы мировой политики, в которой позиционируют себя в качестве равноправных партнеров.
Война в Украине показывает, что политике «демилитаризации и денацификации» могут подвергнуться и новые независимые государства Центральной Азии. В данных обстоятельствах, странам Центральной Азии необходимо еще раз обратить свое внимание на те преимущества, которые дает региональная интеграция, где безопасность региона и ее будущее в целом, целиком зависят от коллективных усилий всего центральноазиатского сообщества.
Еркин БАЙДАРОВ, ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова Комитета науки МНВО РК