Еркин Байдаров: Тюркские народы имеют славную историю, которая была незаслуженно отодвинута на задворки мировой цивилизации – ИНТЕРВЬЮ

1374

Интервью Vzglyad.az с ведущим научным сотрудником Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова Комитета науки МНВО РК, казахстанским политологом Еркином Байдаровым.

– Каков вклад тюркских народов в мировую историю?

– Вклад тюркских стран и народов в мировую историю неоценим, поскольку за последние две тысячи лет они внесли в историю и культуру человечества огромное количество духовных и материальных достижений (религия, философия, культура, металлургия, доместикация, воинское искусство, дипломатия, торговля, наука, архитектура и т.д.). Тюркские народы имеют славную историю, которая в силу европоцентристских подходов, была незаслуженно отодвинута на задворки мировой цивилизации. Сегодня же, появилась возможность для объективного анализа истории, для выявления реального места и роли тюркских народов во всемирной истории. Например, если начинать отчет вклада тюркских народов в мировую историю со времен Анахарсиса (VII-VI вв. до н.э.), скифа по происхождению (а скифов, согласно современным палеогенетическим исследованиям все больше относят к носителям тюркских языков), причисляемого к «семи мудрецам» древнегреческой цивилизации, то можно сделать вывод о почти трехтысячелетнем «присутствии» тюрков во всемирной истории.

Тюркские народы и сегодня вкладывают свой вклад в различные сферы жизни человечества. Например, в 2006 году лауреатом Нобелевской премии по литературе стал турецкий писатель Орхан Памук, а в 2015 году среди лауреатов Нобелевской премии по химии за исследование механизмов восстановления ДНК, был и турецкий ученый Азиз Санджар. Всему миру известны имена Узеира Гаджибекова, Назыма Хикмета, Мухтара Ауэзова, Чингиза Айтматова и др. На весь мир гремит имя казахского певца Димаша Кудайбергена, открывающего западному слушателю не только казахскую, но и тюркскую культуру в целом.

Таким образом, возникнув на степных просторах центральной Евразии, тюркский мир стал составной частью политической истории всего человечества и их вклад в мировую историю также велик, как и вклад китайской, индийской, европейской и др. цивилизаций. Однако часто тюркский вклад в мировую культуру и цивилизацию растворяется в понятии арабо-исламской цивилизации. Это методологическая неточность, определяющая культурный и цивилизационный вклад лишь по религиозной принадлежности. В действительности, в понятии арабо-исламской культуры тюркская составляющая вполне самобытна и самодостаточна. Поэтому нам следует говорить о тюркской культуре и цивилизации.

– Как монгольские походы и завоевания в XIII-XV вв. повлияли на социально-экономическую и культурную жизнь тюркских народов?

– Монгольские походы XIII века во главе с Чингисханом и потомками его «золотого рода» принесли неисчислимые бедствия народам Центральной и Южной Азии, стран Ближнего и Среднего Востока, включая социально-экономическую и культурную жизнь тюркских народов, остановив на определенное время их дальнейшее развитие. Были разрушены многие города, через которые проходил Великий Шелковый путь. Уничтожению были подвергнуты большое количество тюркских племен, отказавшихся служить «Потрясателю Вселенной», а те, кто уцелел, бежали в страны Восточной Европы и Ближнего Востока.

Как известно, после распада тюркских каганатов (IX-X вв.), тюркские государств Х-ХIII вв. (Караханиды, Газневиды, Ануштегиниды, Сельджукиды, Волжская Булгария) и тюркская цивилизация в целом, протянувшаяся от Желтого моря на востоке до Средиземного на западе, от Волги на севере до Ганга на юге, переживала период своего расцвета. Справедливости ради, следует отметить, что тюркская культура того времени развивалась под большим влиянием персидской культуры (архитектура, поэзия), а наука (история, география, медицина и т.д.) – арабского, позднее – персидского языка. Тем не менее, мы можем назвать ряд выдающихся имен, тюрков по происхождению (если же и имели другое происхождение, но творили на тюркском языке), творчество которых вошло в духовную сокровищницу человечества. Это и Абу Наср аль-Фараби, и Исмаил аль-Джаухари, и Юсуф Баласагуни (Юсуф Хас Хаджиб), и Махмуд аль-Кашгари, и Ахмед Ясави, и Ахмед Югнаки, Сулейман Бакыргани и др.

Социально-экономическая и культурная жизнь тюркских народов в тот период переживала можно сказать Тюркский Ренессанс, остановленный монгольским нашествием. Только лишь спустя 100-150 лет, после того, как монголы растворились в «море» тюркских народов, и там, где они не смогли ничего добиться (Анатолия / Малая Азия), вновь наблюдается интеллектуальное возрождение тюрков на всем том пространстве, которое я обозначил выше. Это было связано, с тем, что большинство племен пришедших с Чингисханом из монгольских степей, к этому времени отюречились и стали частью тюркского мира, переняв тюркский язык, культуру, мировоззрение и т.д. Происходит синтез родственных тюрко-монгольских племен с добавлением в «ткань» их культур местных традиций (персидских, индийских и др).

Так, с именем Амира Темура (1336-1405) из племени барлас, в Центральной Азии связан так называемый Тимуридский Ренессанс XIV-ХV вв. В этот период творили поэты, писавшие на тюркских языках – Хафиз Хорезми (автор поэмы «Мухаббат-наме»), Лутфи, Атаи, Сакаки, Навои. На территории стран Ближнего Востока к этому времени относится творчество азербайджанского поэта и мистика Насими. К тимуридскому времени мы можем отнести деятельность великого астронома Улугбека. К постимуридской эпохе, поэта и мемуариста, основателя династии Великих Моголов в Индии – Бабура; историка Мирза Мухаммад Хайдара Дуглата (автора «Тарих-и Рашиди»), которого в современном Казахстане называют первым казахским историком и именем которого назван один из университетов в древнем Таразе.

В Малой Азии (Анатолия) в период последних Сельджукидов и возвышения ранних Османидов (ХIII-XIV вв.) взошла звезда великого турецкого поэта и суфия Юнуса Эмре, а в период правления турецкого султана Мехмеда II ученого-астронома, ученика великого Улугбека – Али Кушчи, происходившего из тюркского племени кушчи, обитавших в свое время на территории современного Юго-Восточного Казахстана.

Тут следует отметить, что в среде монгольской армии, бравшей Самарканд, Бухару, Мерв, Герат, Багдад и т.д., большинство составляли сами тюркские племена (найманы, кереи, кыпчаки, жалаиры и др.). Например, в знаменитом сражении при Айн-Джалуте 1260 года в Палестине лицом к лицу встретились войска египетских мамлюков, которыми командовали тюрки султан Кутуз (из династии Ануштегинидов) и будущий султан, эмир Бейбарс (кыпчак по происхождению) с одной стороны, и монгольским корпусом из армии Хулагу, внука Чингисхана под командованием Китбуга-нойона (наймана по происхождению), с другой. То есть, как мы видим, тюрки в тот период сражались друг с другом, защищая «цвета» как говорят в современном футболе, разных команд.

Поэтому, в заключении я бы отметил, что монгольские походы XIII-XIV вв. следует оценивать комплексно. Безусловно, они имели регрессивный характер, поскольку был нанесен урон социально-экономической и культурной жизни тюркских и других народов, но с другой стороны, эти походы имели и прогрессивный характер (как в свое время походы Атиллы в Западно-Римскую империю), оказав влияние на становление централизованных государств – Золотая орда, империя Тимура, Османский бейлик в Малой Азии превратившийся позднее в Османскую империю, государство Джалаиридов и Ак-Коюнлу образованных на осколках государства Хулагуидов (Ильханидов), а также Крымское, Казанское, Казахское, Астраханское ханство, в период которых социально-экономическая и культурная жизнь тюркских народов вновь возродилась.

– Какие большие события произошли в развитии исторической науки тюркского мира?

– Начиная со второй половины XIX в., а затем начиная со второй половины ХХ столетия развитие исторической науки в тюркском мире происходило не равномерно. Если в Турции после эпохи Танзимата начинается всплеск интереса к истории тюрков (Зия Гёкальп и др.), то в других частях тюркского мира, находившегося как в полуколониальной (татары, башкиры, азербайджанцы), так и колониальной (казахи, узбеки, каракалпаки, кыргызы, туркмены) зависимости, историческая наука развивалась постольку поскольку, являясь частной инициативой отдельных представителей интеллигенции (Марджани, Казембек, Бехбуди, Шакарим, Заки Валиди и др.) имевших к этому интерес и средства для занятия этим делом. Историческая наука в советских тюркских республиках развивалась в контексте марксисткой теории классовой борьбы и в рамках теории формирования «советских титульных наций», где каждая тюркоязычная «титульная нация» провозглашалась как «национальная по форме, социалистическая по содержанию» и где их история отмерялась всего лишь в несколько веков, которую по мысли советской идеологической машины и историей назвать нельзя.

Известные постановления 1940-1950 гг. в отношении истории тюркских народов Средней Азии привели к тому, что в истории тюркских народов СССР местные историки изучали только лишь период колониальный зависимости от царской России и успехи тюркских народов, достигнутые при советской власти. Богатая древняя и средневековая история тюркских народов СССР, в отличии от турецких и западных ученых, практически не изучалась. Например, в советском Казахстане запрещались труды Шакарима, М. Тынышпаева, С. Асфендиярова, А. Маргулана, Е. Бекмаханова, М. Ауэзова и др., посвященные истории и культуре казахского народа. Такие же запреты существовали и на труды историков в других советских тюркских республиках.

В 1990-е годы после распада СССР в развитии исторической науки тюркских республик произошли значительные перемены. На основе новых концепций стала изучаться история тюркских народов как с древнейших, древних времен и эпохи средневековья, так и колониального и современного периодов. Так, в Казахстане к примеру, в 1996-2010 гг. был издана новая 5-ти томная «История Казахстана». В настоящее время ведётся работа по изданию новой 7-ми томной «Истории Казахстана» и краткой истории страны на английском языке.

За последние 50 лет в мире было издано большое количество научных монографий и статей, посвященных истории тюрков и тюркского мира в целом, как на английском, так и на других языках мира. Например, большим достижением последних лет в исторической науке тюркского мира можно назвать публикацию коллективной монографии Института истории Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан / Казань совместно с Оксфордским университетом – «Золотая Орда в мировой истории» (2016 – на русском, 2017 – на английском языке).

Или вот такая научная сенсация, как обнаружение комплекса, посвященного Эльтерис-кагану (правитель Восточно-тюркского каганата в 682-693 гг.) и надпись в его честь, в результате археологической экспедиции, проведенной совместно Международной Тюркской академией (Астана) и Институтом истории и археологии Академии наук Монголии в долине Номгон (Архангайский аймак Монголии). Кутлук Эльтерис-каган, возродивший Тюркский каганат, приходился отцом Бильге кагану (правил в 716-734 гг.) и Кюльтегину, которым в монгольской степи также установлены памятные комплексы. Обнаруженная надпись является древнейшим письменным памятником тюркской эпохи, где впервые встречается наименование «тюрк». Дальнейшая публикация этой находки, безусловно станет большим достижением в развитии исторической науки тюркского мира.

Сеймур МАМЕДОВ