В условиях поиска национальной идентичности и духовного возрождения народов Центральной Азии обращение к духовному наследию прошлого и новое ее осмысление c учетом реалий современности является важной опорой для создания нового общества и нового человека.
Для стран Центральной Азии — это очень актуально, поскольку изучение и использование духовной сокровищницы братских народов региона в современных условиях есть не только обращенность в прошлое, но и в будущее, ибо прошлое и будущее составляют то, что мы и называем преемственностью. Преемственность в передаче лучших сторон человеческой сущности новым поколениям, о которых говорили и писали выдающиеся мыслители Центральной Азии, это то, что сегодня так необходимо народам региона, чтоб не быть смытыми в потоке истории в бездну неизвестности.
Одним из тех, чье духовное наследие оставило неизгладимый след в истории и культуре народов Центральной Азии является Алишер Навои, которому 9 февраля 2021 года исполнилось 580 лет. За несколько месяцев до юбилейной даты (19 октября 2020 г.) вышло Постановление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева о широком праздновании 580-летия со дня рождения великого поэта и мыслителя в 2021 году[1].Таким образом весь 2021 год в Узбекистане пройдет под знаком празднования 580-летия А. Навои.
Юбилей выдающегося поэта, государственного и общественного деятеля XV века имеет особое значение в истории развития не только узбекской и мировой литературы, но также национальной культуры и литературно-эстетических мировоззрений народов Центральной Азии. В своих бессмертных произведениях Алишер Навои воспевал высокие идеалы гуманизма и общечеловеческие ценности, используя огромные возможности, богатство и красоту тюркского языка, прочно заняв достойное место в сердцах миллионов своих почитателей. В своем творчестве основоположник узбекской литературы и литературного языка призывал всех к дружбе и взаимопониманию, мирной жизни, прославляя лучшие человеческие качества, возвеличивая людей долга, призывая к патриотизму, честности, дружбе. Именно поэтому жизнь и творчество Алишера Навои по сей день привлекает к себе внимание исследователей как западных, так и восточных стран, что и неудивительно, ибо наследие великого узбекского поэта и мыслителя многомерно и актуально.
Как свидетельствует история в период жизни Алишера Навои на территории Центральной Азии широкое распространение получило учение суфийского ордена (тариката) Накшбандия, оставившее глубокий след в мировоззрении мыслителя. Сам по себе суфизм, ставший одним из значительнейших явлений в духовной жизни народов средневекового Востока – сложное и многоплановое религиозное мировоззрение. Суфии выступали против использования религии для насилия над человеческой духовностью, над его внутренним миром. И неслучайно, по единодушному признанию и восточных, и западных исследователей, суфизм является своего рода, «сердцем ислама».
Накшбандизм как своеобразное направление в суфизме со времени своего возникновения (XIV в.) оказал на социально-экономическую и общественно-политическую жизнь, философскую мысль народов Центральной Азии огромное влияние. Выдающиеся деятели общественной мысли и литературы Центральной Азии того времени (Алауддин Аттар, Джами, Ходжа Ахрар, в том числе и Навои) находились под непосредственным влиянием учения этого братства и одобряли его основополагающие принципы.
Знакомство с проповедями крупных представителей суфийского тариката «Накшбандия», а также с религиозно-мистическими произведениями известных пропагандистов ислама, в том числе, с «Хикметами» Ходжи Ахмета Ясави оставили свой неизгладимый отпечаток в мировоззрении мыслителя. Алишер Навои через своипроизведения стремился доказать способность человека управлять своей волей повседневными делами, он призывал людей активно бороться за улучшение своего положения, что, собственно, и проповедовал накшбандийский тарикат. Отмечая эту сторону позиции Накшбандия, А.Н. Болдырев пишет: «Накшбандизм впервые в истории суфизма осудил и отбросил его традиционную паразитическую монашескую ипостась, заменив ее призывом к активной жизненной деятельности и производительному труду (землепашеству, ремеслу, торговле под лозунгом «даст ба кору дилба ёр» («руки – к делу, сердце – к другу»)»[2]. Это, как известно, противоречило религиозным догмам ислама о роке, участи, судьбе.
В связи с этим, огромное значение имеют высказывания самого Бахауддина Накшбанди (1318–1389) (что стало своего рода руководством и для Навои. – Е.Б.), который основное назначение суфизма видел в служении народу и принесении им пользы: «Закрывай двери уединения, открой двери служения; закрывай двери шейхства, открой двери помощи; закрывай двери отшельничества, открой двери беседы»[3] . Характеризуя свое учение, он завещал свои последователям: «Девиз наш – общение. В уединении – слава. В славе – несчастье. Благополучие – в обществе, а суть общества – общение»[4].
Выступления Накшбандия против отшельничества и призыв к труду, что путник должен «внешне быть с людьми, а внутренне с Богом», т.е. руки должны заниматься работой, а сердце с другом, (т.е. Богом), привели к тому, что многие его представители (в том числе и А. Навои) стали играть активную роль в социально-политической жизни государств Центральной Азии, Ирана, Индии, Пакистана, народов Северного Кавказа и др.
Будучи знакомым с классической, во многом суфийской поэзией народов Востока, в частности, с творчеством Ясави, Низами, Руми, Хосрова Дехлеви, Джами и др., Навои смело поднимал важные, общественно значимые вопросы своей эпохи, призывая народ к просвещению, отмечая при этом, что: «Знания приобретаются, чтобы веру укреплять, а не для того, чтобы богатство наживать».
Согласно Алишеру Навои человек, чтобы достичь своей цели, способен проявить недюжинную силу и активность, преодолевая различные препятствия, трудности, переделывая самого себя с помощью знаний и наук. Великий поэт выразил это в тезисе: «Все знанья мира, что пошли мне впрок, я, глядя на дела невежд, извлек» и в своеобразной суфийской форме: если человек захочет, он способен достичь Истины, ибо Истина обитает в его душе. Человеку дана способность влюбиться в Истину и достичь с ней единения.
В своей поэме «Язык птиц» («Лисон ут-тайр»), фабула которой восходит к Фарид ад-Дину Аттару (1145/1146–1221) и его «Мантик-ут-тайра» («Беседа птиц»), мыслитель отмечает:
«Если будешь дарами отмечен от Бога, Просветленным рассудком усвоишь ты строго, Что ты сам есть предел всех желаемых сутей, Вне тебя нет иных созидателей сутей. Объяснение сути – вся сущность твоя, Ты – отгадка загадок и мук бытия! Поразмысли над сутью – своею потребой, Все, что нужно тебе, от себя и потребуй!»[5].
Как приверженец суфизма А. Навои любовь к Аллаху считал способностью единения с ним через отрешение, заложенное в природе человека. «Эта любовь – высшая форма любви. До нее человек может пережить различные предшествующие ей формы. Это зависит от способности человека любить. Умение подняться до самоотрешения – вершина человеческих способностей. Лишь те, кто достигают совершенства, удостаиваются настоящей Любви и отрешения, и наоборот. В конечном итоге, все это приводит к самопознанию и аутентичности – подлинному существованию»[6].
Ведущим концептом мировоззрения у Навои, выступает своеобразное сочетание религиозного и общественно-философского свободомыслия. В своих поэмах и стихах он стремился эффективно использовать интеграционно-гуманистический потенциал ислама, признавая и подчеркивая значение ценностей реальной жизни общества, природы, объективной действительности в целом. Он не вставал на позиции религиозных ортодоксов и расходился с ними по ряду существенных проблем бытия, предопределения, оценки поведения некоторых представителей духовенства, поста, аскезы, отшельничества и др. Расходясь с теми или иными господствующими религиозными представлениями, Навои пытался найти выход в поисках истинных и не истинных истоков ислама.
Исходя из духовных потребностей людей своего времени, Навои выражал свое отношение к сущности жизни, способности человека к познанию, вере и нравственности не логическими понятиями как философ, а образами, где Великий творец проявляется в природе в качестве живой и совершенной силы. В его воззрениях все виды верований обретают равные права с другими, все религии понимаются как выражение одной сущности, и ни одна из них не вправе считать себя единственно истинной. И герои его произведений стремятся уважать представителей других наций и народностей, осуждая завоевательные войны и насилие человека человеком.
Интерпретируя одну из важнейших проблем человечества – свободу личности, Алишер Навои исходил из трех направлений, которые в начале ХХI века так актуальны для всех граждан стран Центральной Азии: 1) Человек должен быть свободным как в общественном, так и в политическом аспекте; 2) Чуждое идеологическое давление или бессознательное подчинение массовой культуре лишает человека свободы; 3) Путь к гармонично развитой личности лежит через стремление к духовному очищению, избавлению от всех отрицательных качеств только своими усилиями.
Идеалы самосовершенства человека (аль-Инса́н аль-Ка́миль (араб. الإنسان الكامل) выражали гуманизм суфийской философии и философии самого Навои. Этим и определяется популярность этого идейного течения, отвечавшее велению времени и сыгравшая огромную духовно-нравственную роль в истории народов Центральной Азии. Именно поэтому его гуманистическая направленность во многом объясняет популярность и распространенность суфизма в странах классического ислама по сей день, и тенденции возрождения суфизма в современных государствах Центральной Азии. Хотя справедливости ради следует отметить, что современный псевдосуфизм в странах региона, очень далек от его классического канона.
В советский период представляя Навои как национального поэта узбекского народа, официальная власть предпочитала, чтобы через произведения мыслителя, жители Советской Средней Азии заимствовали определенные ценности и убеждения, которым люди должны были следовать и подражать. Однако, как справедливо отмечает профессор Американского Университета в Центральной Азии (Бишкек) Николас Волмзли (Nicholas Walmsley),«дело в том, что Навои был мусульманином, и многие из его сочинений могут быть правильно поняты только в том случае, если читатель также знает об исламском происхождении его творчества. Поскольку Советский Союз был официально атеистическим государством, запрещавшим религию, комиссарам культуры, отвечающим за развитие и становление советской узбекской культуры, пришлось искать способы сделать Навои приемлемым в качестве национального поэта, преуменьшая или даже искореняя существующие исламские темы почти во всём его творчестве. Таким образом, Навои стали прославлять как «великого гуманиста», чью работу можно было рассматривать как руководство к человеческому состоянию в более общем плане, без ссылок на ислам»[7].
Замечание Nicholas Walmsley во многом справедливо, так как сегодня, в условиях, когда происходит процесс реисламизации в странах Центральной Азии духовное наследие Алишера Навои приобретает особую актуальность, поскольку в результате более тысячи лет трансляции ислама как конфессионально-культурного компонента общественной жизни, Ислам был воспринят и стал органичной частью культуры народов региона. Причем процесс был не односторонним, а взаимным. Ислам и арабская культура обогатили тюрков, и тюрки в то же время развили это учение на своей почве. Возникла новая культура, родившаяся в синтезе арабского и исламского знания и тюрко-персидской среды, и способа миропонимания.
В данном аспекте Постановление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева о широком праздновании 580-летия со дня рождения великого поэта и мыслителя в 2021 году должно поднять на новый уровень изучение духовного наследия Алишера Навои не только в Узбекистане, но и в других странах мира включая страны Центральной Азии. Например, согласно Постановлению, в Национальной библиотеке Узбекистана до конца 2021 года создадут электронную платформу проведенных научных исследований по произведениям поэта.
Среди других запланированных мероприятий приобретение факсимильных копий, хранящихся в зарубежных странах авторских рукописей Навои и других рукописей его эпохи. В течение 2021 гг. на основе рукописей поэта будет выпущено научное издание его произведений. В ноябре 2021 г. пройдет литературно-художественная выставка рукописей и копий произведений о литературно-культурной среде эпохи Навои, жизни и творчестве поэта, его наставниках, современниках и последователях. Предполагается принятие Концепции непрерывного изучения произведений А. Навои, которую с 2021/2022 учебного года внедрят во всех образовательных учреждениях республики. В конце 2021 года планируется проведение в г. Навои международной научно-практической конференции «Роль творческого наследия Алишера Навои в духовно-просветительском развитии человечества» и др.
Следует отметить, что в Казахстане творчество Навои исследовали академики Мухтар Ауэзов и Рахманкул Бердибаев, доктора филологических наук Исхак Дуйсенбаев, Отеген Кумисбаев, поэт-фронтовик, кандидат филологических наук Сагингали Сеитов, работавшие в разные годы в Институте литературы и искусства имени М.О. Ауэзова Комитета науки МОН РК. Большой вклад в Казахстане в изучение творческого наследия внесли известные казахские ученые Есмагамбет Исмаилов, Абихас Тажимуратов, Кобей Сейдеханов. Творчество Навои повлияло на поэзию Кете Жусипа, Майлыкожи, Мусабека Байзакова, Турмагамбета Изтилеуова. Великий Абай отмечал, что Навои повлиял на него в числе семи великих поэтов Востока (остальные – Шамси, Физули, Сайхали, Джами, Фирдоуси, Хафиз – Е.Б.).
Накануне 580-летия Алишера Навои 5-6 февраля 2021 г. в Ташкентском государственном университете востоковедения (ТашГУВ) состоялась Международная научно-практическая конференция «Алишер Навои в контексте мирового востоковедения», в которой приняли участие ученые из пятнадцати стран мира (Узбекистан, США, Франция, Швеция, Венгрия, Турция, Россия, Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, Индия, Пакистан, Египет, Иран и Афганистан). Одним из партнеров проведения международной конференции выступил Институт востоковедения имени Р.Б. Сулейменова Комитета науки МОН РК (свои доклады представили Д. Масимханулы, Е. Байдаров, Г. Молотова, Б. Батырхан).
Проведение столь представительной конференции по своему международному охвату, а также запланированные юбилейные мероприятия 2021 года еще раз показывает насколько актуально творчество Алишера Навои, в котором нашли глубокое отражение национальные и общечеловеческие ценности. Будучи человеком высокого положения, Алишер Навои внес бесценный вклад в усовершенствование социально-экономической жизни общества своего времени. Покровительство науки, искусства и литературы, стремление установить мир и гармонию в обществе, то, что так необходимо сегодня в социокультурном развитии стран Центральной Азии. В этом аспекте, духовное наследие великого поэта и мыслителя бесценное сокровище и важный социальный инструмент в процессе воспитания подрастающего поколения в духе гуманизма, стремления к просвещению, толерантности к человеку и обществу в целом.
[1] https://uza.uz/ru/posts/o-shirokom-prazdnovanii-580-letiya-so-dnya-rozhdeniya-veliko-19-10-2020
[2] Болдырев А.Н. Еще раз к вопросу о Ходже-Ахраре // Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1985. С. 51.
[3] Макомати арчманд ва маколоти судманди Хазрати Хоча Бахоуддин Накшбанд. Рукопись ИВ АН РУз. №502. Л. 36 б.
[4] Ходжа Мухаммад Ибни Мухамад Порсои Бухорои. Кудсия Каламота Бахоуддин Накшбанд // Бо Мукаддима ва тасхех ва таълик ас Мухамад Тохири. Техрон. 1354. С. 48.
[5] Навои А. Язык птиц. Соч. в 10 т. Т. VIII. Tашкент: Фан, 1970. С. 275.
[6] Эркаев А. Духовность и развитие / Под ред. С.Ш. Шермухамедова. Tашкент: Маънавият, 2008. С. 39.
[7] Зайнаб Мухаммад-Дост. Алишер Навои и богатый мир тюрко-персидской поэзии [Интервью с Николасом Волмзли] // https://caa-network.org/archives/20072, 3 июля 2020 г.
Еркин Байдаров
Источник: https://rezonans.kz/duhovnoye-naslediye-alishera-navoi/